О счастье в жизни упасак

Oct 27, 2018 19:45


(с форума дх-орг-ру)

empiriocritic 1990: А вот интересно - если уж говорить о счастье - что Вы думаете о сутте AN4.62? Попробуйте её прокомментировать - ИМХО, это могло бы перевести разговор о счастье в более предметное русло.

Suvatthi Hotu: И вот, как можно видеть, в тему сразу же прибегает Волф, он хочет чтобы я ничего не думал о AN 4.62, а чтобы думал только о том, что его интересует...

Что ещё стоит тут добавить. Давно достали наши высокоидейные достиженцы, которые повсюду продвигают свою странную идеологию. Вот это вот всё на тему «нет счастья в жизни», «любое счастье оно тоже дуккха», «буддист должен только стремиться к Ниббане».. и прочее из той же серии. И вот мы читаем, Будда открыто и ясно говорит о том, что мирянин-упасака имеет полное право (о ужас!) наслаждаться удовольствием от обладания богатством. Это что же получается? Значит буддист-мирянин не обязан каждую минуту жизни размышлять о Ти-Лаккхана? Не обязан во всем видеть дуккху, мечтать только и исключительно об освобождении, проклинать сансару,... Да, наслаждение богатством это в сансаре, сансара это не абсолютное зло получается?



Некоторые из героев-достиженцев игнорируют «неудобные» сутты, просто загадочно улыбаются в ответ, и продолжают о своем, о дуккхе и о проклятой сансаре, как бы заслонка падает, и они счастливо не замечают нестыковок. Другие видят противоречие, и вынуждены что-то с этим делать. Вольф например придумал себе уютную теорию, что «мирянские» сутты они в общем, «для лохов», (выражаясь политкорректно), для тех, кто не может понять 4 Арья-Сачча, по глупости, или не способен принять для себя, из слабости. И вот для них, для убогих, такие простенькие советы, то же самое, что и советы священников любых религий...

Да, я могу признаться - после начала практики Дхаммы я стал больше ценить материальную сторону, больше интереса проявлять к делам в этой сфере, к деньгам, вещам и прочему. Вопросы условий жизни, прочности положения в социуме, качества жилья, качества еды, перспектив на будущее в этом самом мире. Дхамма стала лекарством не от сансары, а от настроек нашей пост-православной, мелко-интеллигентской культуры, с её мантрами типа «не в деньгах счастье», «деньги зло», «бедность не порок» и всё вот это вот. И это навело порядок в моей системе ценностей, внутренне я себя ощущаю прочнее и увереннее. И уже на этом фоне счастье как ощущение реализуется, выражается оно как физическое чувство, и осознается как связь с Дхаммой. Разумеется, счастье это не чудо и не то, что можно высидеть в медитациях. Счастье от порядка в системе ценностей зависит напрямую, среди прочего, .

Почему так? Почему я не возненавидел сансару всем сердцем своим и всею анаттой своей? Я просто читаю сутты, и не нахожу там никаких проклятий в адрес сансары. А наоборот кругом снова и снова - счастье, благополучие, аттха, на долгое время, для многих людей и для дэвов тоже. И без усилий, даром можно сказать, достаточно быть с Дхаммой, и всё. И не кто-нибудь, а сам Будда сказал, что богатством наслаждаться можно, и в этом нет ничего стыдного. В день зарплаты можно порадоваться деньгам, это правильное законное чувство, и это поможет на будущее, даст силы для работы снова, и работать потом можно более эффективно, с интересом к работе, а не с чувством ненависти и апатии.

И по моему не поместятся внутри одной психики нормального человека две такие позиции, как (1) наслаждение богатством и (2) лютая истерическая ненависть к сансаре. Не поместятся органично, гармонично такие ценности не смогут взаимодействовать в сознании, и счастья точно не будет. Поэтому между мирянами и бхиккху в Дхамме дистанция. Бхиккху категорически отказано в наслаждении материальным богатством, даже мысли об этом пятнают. Ну а мирянам значит не стоит увлекаться раздуванием ужаса перед сансарой. Сансара нейтральна для мирян. Это для бхиккху сансара это зло без просвета, им такая картина подходит. А мирянам нет. У мирян счастье это просто счастье. А у бхиккху это повод применить метод рассмотрения Ти-Лаккхана...

Вы начали со мной разговор о счастье, Эмпириокритик, но это такая тема, по которой у меня сразу много мыслей, они все проносятся, и трудно их по порядку высказать, получается сумбур. Мне бы может легче надиктовывать аудио, ...

ценности, Дхамма, целеполагание мирян, счастье, экстремалы, эмпириокритик, цели

Previous post Next post
Up