Позволила себе сделать личную подборочку фильмов, которые являют собой почти феномен, а именно: наше кино, за которое - не стыдно.
Дуэлянт Стильно, мрачно, благородно
"Дуэлянт" зарядил свой пистолет отличными бронебойными пулями, каждая из которых найдёт своего адресата в зрительском зале. Попадет или в голову, или в живот, или в самое сердце".
Есть у одной моей знакомой такая рубрика в Итогах года - "стильная книга года". Вот этот фильм смело можно было бы назвать "стильный фильм года". Все немного мрачновато (сыро и сумрачно), но работает "на атсмоферу". При этом это явно стимпанк, нежели аутентичный Петербург 19-го века - с очень постмодернисткими декорациями, костюмами и персонажами.
Вот такой, если честно, хотелось бы однажды увидеть экранизацию Фандорина. Но, боюсь, этот счастливый день не наступит никогда. Интерес к литературному персонажу поугас, а с ним поугасли и киноамбиции режиссеров. А жаль. :)
*приведу цитаты, попадающие в цель и "прямо в сердце" этого фильма*.
"Дуэлянт"- работа настолько качественная, что поставить что-то рядом с ней из отечественного мейнстрима не получится. Кто-то уже говорит о рождении нашего фирменного кинокомикса.
Жутковатый Петербург неизвестного века с вечно промозглой погодой, строительными лесами, непролазной грязью, декадансом и атмосферой НТВ-шных криминальных сериалов оказался отличной сценой для столкновений злодеев и героев, жаждущих мести, в которых причудливо звучат отголоски великой русской литературы от Пушкина до Достоевского. Распознать что-то конкретное в этом миксе затруднительно, но новая реальность получилась убедительной".
***
"Оказывается, и о чести можно снимать так, чтобы дух захватывало".
***
"Лютая драма об устройстве русской души, притворяющаяся костюмным блокбастером".
***
«Дуэлянт» берет зрителя в компаньоны увлекательного и немного опасного путешествия".
***
"Человек низок, жаден и подл во все времена, в том числе ошибочно почитаемые благородными. Внутри него темно и сыро - как и в городе русской позолоты Санкт-Петербурге, изрядно располагающем к маниакальности.
Носители чистых помыслов, пройдя все отпущенные им круги ада - становятся мизантропами. И из всего этого можно сделать такое кино, что черти побросают кочерги, и прильнут к экранам".(С)
***
Коллектор Работа у него такая...
Авторы, конечно, явно вдохновлялись монофильмом Lock с Томом Харди, которому я в свое время выдала немало восторженных лайков. Но самое удивительное - авторам Коллектора удалось сделать не просто не хуже, а в чем-то даже... совсем не хуже. :)
Есть в Коллекторе, конечно, свои сюжетные огрехи - к примеру, не очень верится, что в наше время с работы могут так оперативно уволить за какое-то непроверенное видео в интернете (тем более такого "ценного сотрудника"). Плюс не очень понятно, почему поступок главного героя вызвал такой ажиотаж (звонки с радио, толпа возле здания) - работа коллектора явно не предполагает такого уровня узнавания и публичности.
И финал, конечно, должен был быть другим (девушка, все таки, не должна была[Spoiler (click to open)]выстрелить...). Но эти моменты, как ни странно, не портят необратимо общего впечатления. В фильме есть атмосфера, есть нерв, внутреннее движение. В голоса в телефонной трубке главного героя - веришь. Веришь самому главному герою, веришь далеким звукам и огням ночной Москвы. Веришь в то, что такое может произойти. А так бывает - только с хорошим кино.
ПираМММида Гражданин Мамонтов или Серебряков с бесчеловеческим лицом
Этот фильм был снят не в 2016-ом, но произвел на меня в свое время просто ошеломляющее впечатление, а недавно пересматривала его, и решила, все таки, удостоить его чести быть в списке. Я бы даже сказала больше, для меня Пирамида выглядит каким-то кинопрорывом, на который часто претендуют какие-то "знаковые" русские фильмы и их режиссеры, но не слишком оправданно.
Абсолютно нестандартный "герой нашего времени" (не плохой-не хороший) - "великий махинатор" (Алексей Серебряков) являет собой антигероя скорее в духе какого-нибудь Бобби Аксельрода из 90-ых. Чей холодный ум просчитывает все ходы и выходы, и не знает милосердия не потому что жесток, а потому что не знает, что это такое.
Петр Федоров, который талантливо сыграет даже в экранизации инструкции к стиральной машине - тут просто великолепен в образе его молодого, слегка беспечного помощника. Сам дух 90-ых - со всем его абсурдом, хаосом, наивностью, беспределом - передан так, будто это сняли в то время. Вот чем-то таким должно было стать пелевинское Поколение П - в переносе на экран.
Режиссер этого неординарного (на мой взгляд) киноявления - никому неизвестный (по крайней мере, мне неизвестный) Эльдар Салаватов, в копилке у которого аж целый Антикиллер-3.
Отечественные критики в свое время сравнивали Пирамиду даже с "Гражданином Кейном", но при этом, как бы, немного льстя нашему кинопродукту, мол, с чего бы нам на такое замахнуться, у нашего-то понятно: "дым пожиже и труба пониже".
Но замахнуться на такой срез эпохи, и не дать при этом (калабмур) маху, не снять что-то усредненное, чернушное или наоборот, гламурное - на это мало кто способен. В нынешней кинотусовке, снимающей "духлессов", по-моему, вообще никто.