Два актера и домик в лесу

May 24, 2011 23:46

"Я еще не видел «Меланхолии» Ларса фон Триера, хотя вообще-то его меланхолию и ее плоды все мы видим примерно раз в два года. Думаю, что «Мизантропия» была бы абсолютным шедевром. Относительно объявления Триера персоной нон грата у меня вполне определенное мнение, которое явно не понравится защитникам свободы творчества, - но свобода творчества как раз в безопасности, Кирстен Данст получила «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль, прокат картине обеспечен, дальнейшие проекты Триера будут финансироваться исправно, и вообще ни одно животное не пострадало.

Мне возразят, что датчанин никого не убил, в концлагерях никого не содержал - и вообще, при всем своем эпатаже ведет высокоморальный образ жизни. А я отвечу, что и датчанина никто не убил, заработка не лишил - и вообще, ему отказано от дома на одном конкретном фестивале. Пусть главном, мегапрестижном, но далеко не единственном. Просто Канны спозиционировали себя таким образом, и никто им этого не запретит. Если у вас есть свобода высоко оценивать Альберта Шпеера и фашистскую эстетику - у кого-то другого есть право низко оценивать вашу мораль и не звать вас больше к чаю.

В чем я абсолютно солидарен с Ларсом фон Триером, так это в его скепсисе относительно Израиля. Я об этом много раз говорил, хоть я и не Ларс фон Триер. Но называть указанное государство pain in the ass было, на мой взгляд, некоторой стилистической чрезмерностью. Это был единственный эпатаж на все интервью - и, по-моему, излишний. В остальном фон Триер давно никого не эпатирует, у него своя система взглядов, хорошо известная и многажды описанная.

Наиболее полное ее выражение легко обнаружить в «Докторе Фаустусе», где она тонко и беспощадно развенчана. Все человеческое объявляется недостаточным и жалким, женское - похотливым, жестоким и коварным, моральное - трусливым и рабским, а мир покинут Богом. «Это Грейс отвернулась от Догвиля или Догвиль отвернулся от Грейс?» - спрашивал авторский голос в финале «Догвиля». Да ни то, ни другое, писал я тогда, простите за автоцитату. Ни Бог от мира, ни мир от Бога, а просто Ларс фон Триер от обоих. Это дает иногда выдающийся художественный результат, но чаще ведет к необратимой деградации.

Я готов даже признать, что и «Антихрист» - выдающийся фильм, поди сотвори такое из двух актеров и одного домика в лесу, - но если видеть в женщине только аморальное и хаотическое начало, обязательно пойдешь по пути Гамсуна, а Гамсун - нобелиат и вообще кумир интеллигенции - кончил тем, что увидел в фюрере триумф великих нордических ценностей. Отчего-то этот соблазн особенно велик именно у скандинавов - природа, что ли, располагает?

Но его предупреждали уже после «Догвиля», когда совершенная в своем роде картина не получила в Каннах ничегошеньки. Искусство имеет право заигрывать с бесчеловечностью, если забывает, чем это кончается. Человечность имеет право защищаться. Тем более что фон Триер, кажется, ничуть не огорчен. Это как раз последовательно." (С)

валькирии, триер, быков

Previous post Next post
Up