Aug 22, 2011 22:08
Эта сказка, прочитанная мною ещё в детстве, оставила у меня ощущение некой недосказанности. Что-то не договорил менеер Андерсен. Снова схитрил, снова предоставил нам возможность поковыряться в себе, поразмыслить и открыть что-нибудь неожиданное.
Я, пожалуй, тоже схитрю. Не одному же Андерсену это можно. И начну сказку с конца. Потому что конец у этой сказки больно занятный. Ни хорош, ни плох ( или и хорош, и плох?..): героиня замерзает в новогоднюю ночь. И никто даже не догадывается, глядя на её замерзшее тело, какую дивную новогоднюю ночь встретила эта девочка вместе с покойной бабушкой. Ой, сколько же в этом итоге мрачной иронии!.. Или же это только моя проекция и не более того?.. Впрочем, как вам воспринимать эту "рождественскую историю" - решайте сами. Это ваша жизнь, вы сами решаете, как её прожить...
История начинается на холодных пустынных улицах датского городка. Канун Нового года. Девочка, продрогшая и изголодавшаяся, бредёт по улицам города. У неё нет даже башмаков, их отнял у неё какой-то мелкий пакостник. Хотя, мелкие пакостники поступают так всегда, это такая грубая жизненная закономерность: если на нас что-то сваливается, то оно сваливается толстой тяжёлой пачкой. Если вы оказались на улице, одна-одинёшенька, голодная, продрогшая, тут же до кучи появится мелкий пакостник и отберёт у вас башмаки. На фиг они ему сдались он, как правило, и сам объяснить не может. Но вот чего тот отобрать не в силах - это спички. Их не видно, они лежат в кармане старого передника.
Обессилев, девочка садится за выступом одного из домов. Она хотела бы согреться, но ей ещё холоднее. Тогда в отчаянной попытке она достаёт одну из спичек и зажигает её. И вот ей уже чудится большая печь, пылающая жаром. Девочка тянется к ней, чтобы согреться, но всё исчезает. Ведь это было даже не новогоднее волшебство, а просто иллюзия. Девочка не сдаётся. Она берёт ещё одну спичку и видит праздничный стол, но он тоже исчезает, едва гаснет спичка. Увы, наши иллюзии не способны нас ни обогреть, ни накормить. Но какие же они яркие и притягательные! И совершенно не требуют никаких усилий. Реальность настойчиво рвётся сквозь них, требуя нашего участия, нашего присутствия, но мы лишь отмахиваемся от неё. Ну что она может нам предожить, кроме холода и голода, кроме тяжких блужданий?
Чтобы удержать яркие видения, девочка использует целую пачку спичек. Иллюзии от этого становятся ярче, они почти осязаемы, почти реальны... но всё же не становятся реальностью... Утром замёрзшую насмерть девочку находят горожане. Они даже не догадываются, что перед смертью несчастная малютка была безмерно счастлива. Да только нужно ли оно им, такое счастье?..
Меня ни тогда, в детстве, ни сейчас не покидало ощущение обманутости. Ну какое же это счастье, скажите, пожалуйста? Ну не обманщик ли он, почтенный менеер Андерсен? Зачем он вешает лапшу на уши? Или это мы сами охотно развешиваем её себе по ушам?.. А ещё меня всё время терзает мысль о том, что пока девочка любовалась своими красочными видениями, кто-то сидел у неразожжённого очага, потому что у него не оказалось спичек. Кто-то не мог развести огонь в печи и запечь на огне праздничного гуся. И как бы он был счастлив получить эти спички накануне Нового года. Если бы только она встала, если бы только нашла в себе силы постучать в одну из дверей...
спички,
Андерсен,
сказочки,
иллюзии