Jul 23, 2013 16:27
Илану только два года (УЖЕ два года!!), а у меня уже вагон и маленькая тележка выводов и осознаний. Я не знаю, что будет дальше, но сегодня я понимаю, что самая важная и самая сложная моя карьера - это карьера мамы.
Я смотрю на Илана и думаю, что у нас офигенный сын. Я не знаю, где проходит граница между нашими родительскими талантами и удивительным сочетанием генов и звёзд. Я думаю, что нам всем очень повезло друг с другом.
Мы все очень-очень много учимся, я, мой муж и мой сын. Я знаю, что тут сейчас будет куча очевидных банальностей, но мне важно об этом написать.
Я, конечно же, не претендую на истину в последней инстанции, эта запись сделана в основном для меня. Что бы я прочитала её через 5, 10, 15 лет, и громко посмеялась над самой собой. Или нет. Посмотрим :)
Моя главная задача на данный момент состоит в том, что бы не испортить то, что мы получили в подарок. Что бы создать нам, родителям, и нашему сыну такой мир, в котором мы всеможем развиваться и расти, помогая друг другу. И вот мысли, действия и установки, которых я очень стараюсь избегать.
1. Ребёнок должен слушаться. Каждый раз, когда я слышу или читаю высказывания на тему детского послушания, меня немного передёргивает. От слова "послушание" мне веет вредной училкой, пропахшей мелом или отцом с ремнём. "Слушаю и повинуюсь, господин!" - я понимаю, что я утрирую. Я знаю, что большинство родителей под "непослушным ребёнком" имеют ввиду ребёнка, который не хочет по утрам чистить зубы, ложится не вовремя спать, вредничает в ответ на рутинные просьбы. Но мне кажется, что сетуя на непослушание, мы забываем о том, что нам самим тоже неплохо было бы послушать ребёнка. И попытатся понять что стоит за его нежеланием выполнять те или иные наши запросы - страх (я не хочу идти спать, потому что у меня под кроватью живёт чучундр), обида (мама вчера обещала мне мультик после ужина, и забыла, поэтому сегодня я ужинать не буду), болезнь (4-летний сын моей подруги, когда его впервые в жизни затошнило, сказал маме, что не пойдёт в садик, так как у него в животе послелились овечки. Мама думала, что мальчик не слушается, а он не умел объяснить происходящее взрослыми словами), детская непосредственность или банальная лень. Мне кажется, что ожидание послушания от ребёнка чревато взаимным разочарованием, и ведёт к скрытым и не только обидам.
2. "Ну ты же девочка!" Гендерные стереотипы, закладываемые в наших детей с рождения (вот это розовое с мишками одеяло девочке, а вот это синее с машинками - мальчику) мне кажутся крайне вредоносными. Поэтому я рада, что мой сын видит активную карьеристку, красящую ресницы маму, шикарно готовящего и крайне заботливого папу, что он играет и в куклы и в машинки, что у него есть шанс увидеть сбалансированный мир без перекосов. Я помню своё внутренне противление, когда родители говорили "уберись у себя в комнате, ты же девочка!" Я думала, что было бы хорошо быть мальчиком, с меня бы меньше спрашивали...
3. Наши ожидания и ребёнок. Ещё до беременности я провела с собой очень большую работу. Я известный контрол-фрик, и мне нужно было научиться отпускать ситуацию, когда она явно не под моим контролем. Я думала, что это умение поможет мне при беременности и родах - эти процессы нами малоконтролируемые, сложные и смирение с мыслью, что всё может пойти не по моему очень помогло мне тогда. Но сейчас я понимаю, что в родительстве - сурпрайз! - тоже мало места контролю. И что - ОМГ - ребёнок может вдруг оказаться совершенно не тем человеком, которым мы себе его представляли. Он может не хотеть петь, а вовсе даже любить лепить из пластилина. Он может начать говорить только в три года, или наоборот, пулей ползать уже в 6 месяцев. Он может оказаться спокойным, расслабленным малышом, а может - неуёмным живчиком. И самое главное это постараться освободить его жизнь от наших ожиданий. Нет, не путать с надеждами и с верой в его силы и таланты. От этого освобождать нельзя. А вот наши ожидания о "тоненькой танцовщице балета, пишущей на досуге дневник" могут сильно разбиться о "милую толстушку, на досуге поглощающую коробки конфет и десятки книжек не по возрасту" (это я, если что:). Мне кажется, что чем меньше в родительстве ожиданий, тем лучше и крепче отношения между детьми и родителями, так как нет места разочарованиям.
4. Манипуляции. Это инструмент, который я категорически не признаю и в моей педагогической работе, и в любых человеческих отношениях, тем более между родителями и детьми. "Если ты не будешь хорошо есть, мама не будет тебя любить", "Ну всё, раз ты не собираешь игрушки, то я ухожу", "Смотри как ты плохо себя ведёшь, я могу заболеть от расстройства" и т.д. Знакомо? Такие манипуляции, безусловно, могут привести к желаемому результату - испуганный уходом или болезнью мамы, ребёнок соберёт игрушки или доест свой ужин. Но какой ценой? Что за мотивация создаётся у ребёнка? Для меня подобные манипуляции просто неприемлимы, на них у нас в семье наложено однозначное вето.
5. Хороший мальчик. Ооооо, присказка про "хорошие мальчики так не делают" или "съешь кашу, как хорошая девочка" просто включают в моей голове миллионы маленьких сирен. Вообще, это дуальное разделение на "плохое" и "хорошее" часто ставит самих же родителей в неловкое положение. Ведь в мире так мало чёрного и белого, мир полон оттенков, но пытаясь объяснить эти оттенки ребёнку, который рос на том, что есть дети хорошие (они ложатся вовремя спать, съедают весь ужин, сидя за столом, собирают перед сном игрушки и не прыгают по лужам) и плохие (выкидывают еду с тарелки, ломают игрушки, мешают взрослым заниматься своими делами), родители попадают впросак. Ведь сами они не живут в этой дуальной системе координат. Кроме того, сама концепция того, что нежелание ребёнка есть, играть или идти в шолу (см. пункт 1) превращает его в "плохого", сильно мне мешает. Для меня мой ребёнок априори прекрасен :) При этом понимание, что прекрасные дети иногда делают всякие не очень прекрасные вещи, и это не делает детей менее прекрасными, очень важно.
6. "Не плачь, не плачь! Вон птичка полетела!" Вот это убеждение, что детские слёзы это плохо и их нужно поскорее остановить любой ценой приводит, по моему, к тому, что вырастают люди, стыдящиеся своих негативных чувств, и тщательно их скрывающие в том числе от себя. Я отношусь к детским слезам гораздо спокойнее, чем я себе представляла раньше. Оказалось (для меня это был сюрприз), что слёзы - это естественная часть развития ребёнка. Мне очень близко понятие "слёзы тщетности" (это из теории альфа-родительства), Илан очень легко выплакивает свою печаль в моих или папиных объятьях, и прямо на глазах освобождается от лишней тяжести и идёт дальше, набивать новые шишки :)
В заключение напишу вот что. Отношения между родителями и детьми, как и любые другие человеческие отношения, не могут быть идеальными и гладкими. Мы люди, у нас есть слабости, глупости и стада холёных тараканов в голове. У наших родителей и наших детей тоже. Мы знаем наших детей дольше, чем кто бы то ни было, а наши родители знают нас ещё дольше. В такой длинной и тесной связи всегда есть место недопониманию, обидам и ссорам. Но всё таки после всех этих неприятностей должна остаться большая безусловная любовь, которой нет конца и края.
Потому что так, я думаю, должно быть.
А чего вы избегаете в своём родительстве?
мысли,
online training,
наследник,
вопросы