Тяжело, наверное, в последнее время приходится юмористам. Я имею в виду юмористов профессиональных, шутками на хлеб с маслом зарабатывающих. Потому что шутить как-то вдруг стали все подряд, в том числе и те, кто, по-видимому, считает смешными детальные описания
массовых расправ и убийств. Ну как соперничать со всеми этими - видимо неотразимо смешными - «бабах!» , «очки плавятся», «куски вылетают» и прочими перлами юмора?! . Тем более, что народ вокруг и впрямь активно, хоть и нервно, хихикает и рассказывает друг другу, что шуточки-то - класс, вполне в духе времени и доступные для понимания в Марьино, и, видимо, далее везде.... Словом, сложно сейчас профессиональному юмористу.
Вот, например, г-н Шендерович на днях
попытался пошутить на разные актуальные темы: от запрета пресловутой лезгинки (без сжигания танцоров, по крайней мере - пока) до завлекательных мечтаний о том, как, «демонтировав путинскую задницу»(с) можно будет заняться обсуждением всех насущных проблем в «парламенте, избранном (вы будете смеяться) в результате честных выборов, при соблюдении закона, гарантированного судебной властью, ориентированной (вы расхохочетесь) на Конституцию»(с). Ну, а когда все это прекрасное (и забавное, как признает сам автор) далёко станит близким и осязаемым, он, Виктор Шендерович, игриво обещает «подкрасться к Навальному слева и извалять его в дегте и перьях»(с). Смешно? Как говорила в любимом мультике детства Фрекен Бок, скрестив на груди руки: «Как вам сказать... бэзумно!..»(с).
И впрямь: безумно. На грани шизофрении фактически. Потому что в своем недлинном тексте г-н Шендерович умудрился соединить
уже обсуждавшиеся кощунственные шуточки с маниловскими восторгами по поводу пригрезившегося ему будущего расцвета либерализма и демократии, вполне совместимого, как выявняется, с вываливанием оппонентов в дегте и перьях - чем не образец демократической процедуры? Конечно, оно весело. Но все-таки натужно. Как опыт в юмористическом жанре это, можно сказать, провал.
Но посмеяться над ним все-таки можно. Да еще как! Вот бывший коллега г-на Шендеровича по литературно-юмористическому цеху Михаил Веллер отложил шутки в сторону и разъяснил подробно и доступно,
каким именно должно быть ожидаемое г-ном Шендеровичем оптимистически окрашенное будущее. Читая эти тексты один за другим, можно действительно обрыдаться от смеха по разным поводам. Не будем, однако, забегать вперед
.
Надо сказать, что кое в чем бывшие коллеги сходятся: и это, я считаю, важнейшая вещь, которую следует отметить и не забывать ни при каких обстоятельствах. Для них обоих голосование за Навального - это голос за «
символ возможных перемен»(с), «
за перемены в стране, за спасение страны»(с). Оба страстно не хотят, чтобы «все осталось, как есть»(с). Оба считают, что необходимо дружно навалиться и обеспечить Навальному если не победу на выборах, то максимально высокий процент голосов, активность избирателей, поддержку и всенародную любовь. Получается что-то такое типа: «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зеленая, сама пойдет, сама пойдет!..»(с) Куда сама пойдет дубинушка, в России не принято было задумываться ни сто лет назад, ни, похоже, сейчас. Лишь бы сдвинулась с места и пошла куда-то дальше... (нет-нет, я воздержусь от вполне очевидных коннотаций, не будем ходить в ту сторону, это - путь профессиональных юмористов, а я - дилетант).
И вот дальше-то и начинается самое смешное. Г-ну Шендеровичу привиделось после победы Навального торжество Конституции и прочего Закона? Цитируя его самого (и известный анекдот), «вы будете смеяться»(с), но вот г-н Веллер на полном серьезе считает, что «жизнь и благо русских и России /.../ выше сиюминутных законов (написанных неизвестно кем известно для кого)»(с). Так что с торжеством закона некругло как-то выходит, да. И с демократично избранным парламентом, пожалуй, тоже, ибо, как считает г-н Веллер (а он, повторяю, отнюдь не шутит), «наличие в едином и тесном социальном пространстве разных и противоречивых социальных образований - с разными дресс-кодами, разными ментальностями, разными религиями и разными традициями - есть бред слабоумных и малограмотных, не желающих даже знать основ социальных и социопсихологических законов”(с). Так что какой уж тут парламент «а ля Шендерович»! Тут речь идет о единообразии дресс-кода и ментальности! Да и подкрасться к Навальному слева с дегтем и перьями вряд ли кому-либо удастся: во-первых, не будет никакого такого «лева», а будет единообразное национал-патриотическое пространство, а, во вторых, деготь и перья в этом пространстве будут, глядишь, применяться как раз к таким вот восторженным либералам, как г-н Шендерович, ибо «либеральная мораль - это мораль выморочного общества»(с). Подлежит уничтожению, и, кстати, насчет того, что сжигать никого не будут никаких оговорок не делается, скорее наоборот, есть намеки, что насилие будет применяться к инакомыслящим на полную катушку.
Ну действительно - смешно же: как представлю себе гг. Шендеровича и Веллера, налегающих со всей силы на тот рычаг, который должен перевести стрелки на рельсах российского будущего в положение «Светлое», как они стараются сами и привлекают к этому делу окружающих, и, вроде как, что-то там у них получается, да только рычаг-то двигается вхолостую, и допустили их к нему только полностью убедившись, что механизм отключен. Впрочем, это - отдельная тема, об этом потом.
Пока что посмотрим, над чем еще можно посмеяться г-ну Шендеровичу в манифесте г-на Веллера и русских «национал-патриотов». (Честно говоря, такой мастер слова, как М.Веллер, мог бы и постараться избежать определения своего движения как «масло масляное», но это так, между прочим). Там поинтереснее вещи есть. Вот, например, возвращаясь к уже процитированной фразе о том, что «жизнь и благо русских и России /.../ выше сиюминутных законов (написанных неизвестно кем известно для кого)»(с) мне сейчас вспомнилась другая цитата: «Жёсткая борьба за приоритет немецкого народного духа не может быть связана с какими-то там законами… Очистить старые и новые имперские области от евреев, поляков и всякого сброда…»(с). Думаю, нет нужды представлять автора цитаты, но раз уж я даю ссылки, то: Адольф Гитлер, Из выступления перед руководством вермахта 17 октября 1939 г.
Есть и другие аналогии, которые наверняка покажутся г-ну Шендеровичу забавными. Например, утверждение г-на Веллера, что «жестко необходимы всевозможные льготы и преференции деторождаемости своего народа - наряду с ограничением агрессивно-разрушительной морали сексуального неолиберализма»(с). Не совсем, правда, понятно, входит ли в понятие «сексуального неолиберализма» такая вещь, как развод, но, видимо, входит, т.к. «все, что ведет к нерождению детей, неправильно и преступно»(с), а для разведенных граждан деторождение, как правило, преимущественной преференцией - увы! - не является. Как будет караться это преступление, пока не указано (может, тут-то как раз и пригодится отобранный у г-на Шендеровича деготь с перьями?). Но это, конечно, лишь часть программы. Вообще же и в этой сфере у г-на Веллера и его сподвижников, разумеется, были предшественники: «После
прихода к власти Адольфа Гитлера в январе 1933 года перед НСДАП была поставлена задача по возрождению немецкой нации и поднятию морали и нравственности путём избавления от «еврейской грязи», «марксистско-либералистских сексуальных реформ» и прекращения «морального хаоса Веймарской республики
»(с). Честно говоря, возникает ощущение, что г-н Веллер не просто черпал вдохновение в нацистской литературе, а местами практически списывал, не стесняясь, ключевые куски, заменяя только географические названия, религии и народы, ну и слегка осовременивая контекст. Можно даже провести такой опыт: взять несколько цитат без указания авторства (но со сносками) и попробовать угадать, какое высказывание кому принадлежит. Развлечение, конечно, то еще, но мы же, вслед за г-ном Шендеровичем, веселимся, верно?
«
Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе. Война - естественное и обыденное дело. Война идёт всегда и повсюду. У неё нет начала, нет конца. Война - это сама жизнь.»(с)
«
Стремление к экспансии - закон природы. Сильный и агрессивный всегда подчинит себе мирного и пассивного. Равновесие перемирия базируется на временном равенстве двухсторонних сил»(с).
«
Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость»(с)
“
Интеллигент /.../исповедует и декларирует примат морали над истиной во всех случаях, когда они не совпадают.поскольку в жизни нашей реальной идея всегда пачкается несовершенным исполнением, мораль и истина полностью не совпадают никогда. И интеллигент, обличая и порицая сущее, проповедует должное.»(с)
«
В данный исторический момент/.../ наличие и возможная польза национал-патриотизма есть благо, внушающее надежду»(с).
За себя же и за всех подлинных национал-социалистов я скажу: для нас существует только одна доктрина - народ и отечество(с).
Да, конечно, угадать довольно легко благодаря временнЫм и контекстуальным маркерам. Но, тем не менее, опыт этот производит довольно угнетающее впечатление. Развеселить этот Манифест может, разве что, г-на Шендеровича, поскольку совершенно недвусмысленно разъясняет, что именно стоит за «неудачными шутками» Навального, а теперь вот - так уж получается - и за его собственными профессиональными юморесками. А стоит за ними, помимо всего прочего, еще и эта фраза: «Эти собаки понимают только силу, только оружие в твоей руке»(с). Слово «собаки» - оно такое, оказывается, гибкое... Гитлер вот так называл славян и евреев. М.Веллер - мусульман... ну, то есть пока - мусульман. Там, в светлом будущем, после перевода рычага, видно будет...
Г-ну Веллеру, разумеется, нужно сказать спасибо. Он внес полную ясность в вопрос о «порядке действий после запрета лезгинки»(с). Этот порядок действий оказался именно таким, как и следовало в этом случае ожидать. Надеюсь, г-н Шендерович от души повеселился, читая произведение коллеги. Не исключено, что и остальным российским гражданам светит веселая, по крайней мере нескучная жизнь. Помнится, в тридцатых годах прошлого века уже было что-то подобное, и не только в России. Жить станет еще веселее?