И СНОВА КИПЛИНГ: МОРАЛИТЭ ИЛИ КАК ОНО БЫЛО

Jul 01, 2012 19:23



В реках девственных вода
      Напрочь пересохла,
От огня и от меча
Стала почва горяча,
И жирела саранча,
      И скотина дохла.
Много страсти сберегла
      Для энтузиаста,
Ибо Африкой была,
Южной Африкой была,
Нашей Африкой была,
      Африкой - и баста!
(Р.Киплинг, Южная Африка,
пер. Витковского)
   Ну что, это было ясно с самого начала. Если заведешь речь о Киплинге, то рано или поздно придется отвечать за базар по поводу джингоизма своего героя, его про-имперских симпатий и, прости Господи, расизма. Что ж. Назвался груздем - не говори, что не дюж и полезай в кузов. Собственно, мне и самой интересно, что из этого получится, и получится ли что-то связное вообще.



Данный пост - своего рода эксперимент. Упражнение по отделению мух от котлет для себя самой и попытка донести результаты этого эксперимента до интересующейся публики. Итак, прежде всего, мне кажется,  необходимо поставить очень четкое условие: не рассуждать о представлениях и идеалах людей, живших сто лет назад с точки зрения современных представлений и того, что мы сейчас считаем нормой. Не будем ахать и ужасаться тому, что сто лет назад люди ставили себе не те жизненные задачи, которые мы сами ставим перед собой, не тем восхищались, чем восхищаемся мы и не о том негодовали. Сто лет назад очень многое вообще было по-другому. Туберкулез-чахотка был смертелен, например. Женщина, даже из обеспеченных слоев общества, никак не могла ожидать, что все ее дети доживут до совершеннолетия: детская смертность была колоссальной. О географии Центральной Азии или Центральной Африки представление было такое же смутное, как мы сейчас имеем о географии планеты Уран. Может быть, даже более смутное. 
     Одновременно с этим вторая половина XIX в. стала временем беспрецедентного технологического прорыва европейской цивилизации. Сравнить это можно разве что только с наступлением компьютерной эпохи в конце века ХХ, да и то: мы были к этому более-менее подготовлены психологически, а сто с лишним лет назад технология свалилась на человечество, можно сказать, совершенно как снег на голову. Железные дороги и пароходы сократили расстояния в десятки раз. Телеграф позволил практически мгновенно узнавать новости с других концов света. Электричество, радио, фотография, опыты в воздухоплавании... Не говоря уж о более мелких изобретениях и усовершенствованиях. Разумеется, нельзя не упомянуть и вооружения. Усовершенствование стрелкового оружия, а, главное, изобретение в 1883 году пулемета "Максим" окончательно закрепило за европейской цивилизацией ведущую роль в мире и подтвердило - если кто еще сомневался - что европейская цивилизация и белая раса являются наиболее развитыми, передовыми и во всех отношениях превосходят все остальные цивилизации и расы.
     Повторю: в конце XIX  - начале XX века сомнений в превосходстве белой расы (так же, как и в превосходстве европейской цивилизации) не было практически ни у кого. Что бы мы сейчас об этом ни думали, как бы ни хватались за голову в приступах политкорректности - этого не отменишь. Даже люди, решительно выступавшие в защиту угнетенных рас и народов - такие, как Марк Твен, или религиозные деятели типа квакеров исходили в своей деятельности из того же тезиса: белая раса превосходит все остальные, а, следовательно, она должна использовать свое превосходство во благо, а не во зло.
     Собственно, в этом и только в этом и состояло различие между "злостными" расистами и теми, кого мы по привычке продолжаем считать "прогрессивными деятелями". Оно состояло не в том, признавали они или нет превосходство белой расы и европейской цивилизации над остальными (признавали все), а в тех выводах, которые они делали из этого. Выводов могло быть два (три, если принимать во внимание незначительное меньшинство - преимущественно антропологов). 
     Итак, первый возможный вывод - белая раса превосходит все остальные, а, значит, белому человеку все позволено. Черная, желтая и все прочие расы - это недочеловеки, а, следовательно, с ними можно обращаться как с животными или даже хуже. Убийство недочеловека не считается убийством, культуры у недочеловеков никакой быть не может, так же, как не может у них быть и чувств, интеллекта или других признаков, роднящих их с белыми людьми. Я, понятное дело, слегка сгущаю краски, но  такая точка зрения имела место.
     Второй возможный вывод из того же самого положения о преимуществе белой расы - да, белому человеку гораздо больше дано, но это означает, что на него возложена и гораздо бОльшая ответственность за судьбы остальных рас и народов. Достигнув высот цивилизации, белая раса теперь должна "подтащить" на эти высоты все остальное человечество. Белый человек может быть образованнее и умнее, он может иметь в своем распоряжении новейшую технику и комфорт, но это не дает ему права уничтожать других людей, унижать их или эксплуатировать. Более того, в моральном отношении отдельные личности разных рас могут быть вполне равны друг другу, поскольку высокие чувства - благородство, смелость, достоинство и верность своему слову - доступны всем людям, независимо от их уровня образования и интеллекта. В-общем, "кому много дано, с того и много спросится", то есть вместе с несомненными преимуществами белая раса получила и огромную ответственность на свои плечи. И как она с этой ответственностью справится - это большой вопрос, ибо задача весьма и весьма нелегка.
     Третий вывод - как я уже говорила, его придерживалось абсолютное меньшинство, преимущественно антропологи или люди так или иначе проведшие долгое время в общении в "примитивными народами"  (а это был вполне принятый в то время в антропологии термин). Этот вывод заключался в том, что, несмотря на очевидное преимущество белой расы и европейской цивилизации, лучше все-таки предоставить "примитивные народы" и вообще все прочие культуры и цивилизации своей собственной судьбе, т.к. контакт с европейцами разрушает туземные культуры, размывает устои традиционного общества и вообще не приносит ничего, кроме упадка даже тогда, когда европейцы имеют самые лучшие намерения: т.е. пытаются лечить, просвещать и заниматься подобной благотворительной деятельностью.
     А теперь вернемся к Киплингу и посмотрим, что он имеет сказать по поводу всего этого. Только без домыслов и без - подчеркиваю - натягивания современных представлений на каркасы сто-с-лишним летней давности.
Поскольку меня спрашивали именно об этом стихотворении, то его я и привожу.
К какому из течений, описанных выше, вы причислите автора?
БРЕМЯ БЕЛЫХ
Несите бремя белых, - 
И лучших сыновей 
На тяжкий труд пошлите 
За тридевять морей; 
На службу к покоренным 
Угрюмым племенам, 
На службу к полудетям, 
А может быть - чертям! 
Несите бремя белых, - 
Сумейте все стерпеть, 
Сумейте даже гордость 
И стыд преодолеть; 
Придайте твердость камня 
Всем сказанным словам, 
Отдайте им все то, что 
Служило б с пользой вам. 
Несите бремя белых, - 
Восставьте мир войной, 
Насытьте самый голод, 
Покончите с чумой, 
Когда ж стремлений ваших 
Приблизится конец, 
Ваш тяжкий труд разрушит 
Лентяй или глупец. 
Несите бремя белых, - 
Что бремя королей! 
Галерника колодок 
То бремя тяжелей. 
Для них в поту трудитесь, 
Для них стремитесь жить, 
И даже смертью вашей 
Сумейте им служить. 
Несите бремя белых, - 
Пожните все плоды: 
Брань тех, кому взрастили 
Вы пышные сады, 
И злобу тех, которых 
(Так медленно, увы!) 
С таким терпеньем к свету 
Из тьмы тащили вы. 
Несите бремя белых, - 
Не выпрямлять спины! 
Устали? - пусть о воле 
Вам только снятся сны! 
Старайтесь иль бросайте 
Работу всю к чертям - 
Все будет безразлично 
Упрямым дикарям. 
Несите бремя белых, - 
И пусть никто не ждет 
Ни лавров, ни награды, 
Но знайте, день придет - 
От равных вам дождетесь 
Вы мудрого суда, 
И равнодушно взвесит 
Он подвиг ваш тогда.
(пер. М. Фромана)
И оригинал, кому интересно:
Take up the White Man’s burden-
Send forth the best ye breed-
Go send your sons to exile
To serve your captives' need
To wait in heavy harness
On fluttered folk and wild-
Your new-caught, sullen peoples,
Half devil and half child
Take up the White Man’s burden
In patience to abide
To veil the threat of terror
And check the show of pride;
By open speech and simple
An hundred times made plain
To seek another’s profit
And work another’s gain
Take up the White Man’s burden-
And reap his old reward:
The blame of those ye better
The hate of those ye guard-
The cry of hosts ye humour
(Ah slowly) to the light:
"Why brought ye us from bondage,
“Our loved Egyptian night?”
Take up the White Man’s burden-
Have done with childish days-
The lightly proffered laurel,
The easy, ungrudged praise.
Comes now, to search your manhood
Through all the thankless years,
Cold-edged with dear-bought wisdom,
The judgment of your peers!

tempora et mores

Previous post Next post
Up