Историческое наследие, каким оно будет?

Nov 24, 2016 22:18




Последнюю неделю в информационном пространстве Ханты-Мансийска идет жаркая дискуссия о необходимости строительства часовни на месте расстрела и возможном захоронении людей в 1930-1940-е годы. А если точнее дискуссия развернулась о обоснования установки православной часовни на месте расстрела и возможного захоронения людей, о которых практически ничего не известно.


    Место предполагаемой установки часовни находится в центре Ханты-Мансийска на пересечении улиц Мира и Дзержинского на автомобильной стоянке. В 30-е годы вместо стоянки стояло деревянное здание,принадлежавшее органам внутренних дел. Расстрелы, по мнению выступающих за
часовню граждан, проходили во дворе здания, хоронили останки там же. В 1997 году во дворе здания МВД установили крест, который убрали в начале 2000-х. Стоить отметить, что в 2006 году на пересечении улиц Пионерская и Свердлова на территории школы установлен памятник жертвам политических репрессий , где каждый год 30 октября проходят памятные мероприятия.
    Документальным доказательством расстрела является архивная справка начальника отдела ФСБ по ХМАО А.А. Петрушина с поименным списком людей. Этот список был включен в книгу «Книга расстрелянных. Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большого террора (Тюменская область)» под редакцией Р.С. Гольдберга. Многие совеменные журналисты и исследователи упоминают устные свидетельства живших в то время людей, что они видели или слышали.
    Кроме этого они настаивают, что при строительстве парковки зданий МВД и КТЦ «Югра-Классик» были обнаружены человеческие захоронения. Однако, нахождение останков документально не было зафиксировано и на место обнаружения не были вызваны правоохранительные органы и служба по охране памятников культурного наследия. Важно понять, что во время проведения любых земельных работ при обнаружении захоронения, работники обязаны сообщить о находке в правоохранительные органы. Особняком находятся археологи, которые при раскопах могильников, этого не делают. Но если во время работ на памятниках, была обнаружена относительно свежая (не старше 100 лет) могила, сообщить о находке они обязаны. Так вот, во время строительных и земляных работ подобных сигналов, на сколько знаю, в Службу охраны культурного наследия (Прокуратура и МДВ работают совместно с органами исполнительной власти, отвечающие за охрану культурного наследия) не поступало. Кроме того, до начала строительства на этом участке в 1999 году были проведены рекогносцировочные работы. Археологи из Центра охраны культурного наследия и Музея Природы и Человека выкопали 8 шурфов, но захоронения не обнаружили. Возможно захоронения находятся дальше исследованных участков. Нужны дополнительные археологические изыскания. Современные методы исследования (например, геомагнитный) позволяет без раскопок понять есть ли в земле объекты (артефакты, могилы или останки). Однако общественные деятели отрицательно относятся к подобным исследованиям и настаивают на немедленном строительстве.
    Отрицать факты исполнения высшей меры наказания глупо, расстрелы были. Однако, в опубликованном на сегодня списке расстрелянных нет обвинительной статьи, по которой расстреляли человека. В связи с этим возникают вопрос, а собственно за что человека из списка приговорили к высшей мере наказания? Вместо желания разобраться, наталкиваешься на твердое и без почвенное убеждение, что расстрелянные людиаприори ни в чем не виноваты. Как мне кажется, лучшим почтением памяти, о котором так настаивают лоббисты часовни, было бы доскональное изучение материалов дел и причин сурового приговора. Как говорил греческий философ, «о мертвых - правду». Вполне вероятно в этом списке вместе с невиновными могут оказаться воры или убийцы.
    Вместо серьезного обсуждения и разрешения этих камней преткновений в СМИ началось активное насаждение одной точки зрения: часовне быть! Вышла череда статей на новостном портале «ugra-news» и «Честное слово». Основным мотивом установки часовни стал призыв к покаянию. Так предлагает делать Т. Борозенец в статье «Наша надежда в покоянии». Но при этом, сам противоречит в ней себе. Кандидат богословия, профессор Киевской Духовной академии пишет, «покаяние - это внутреннее, личное очищение человека перед Богом, предполагающее осознание своих грехов, раскаяние в них и обещание больше их не совершать». Но зачем призывать к покаянию всех людей города при помощи новой часовни, в независимости от их веры, в том, что они не совершали. Мне, как молодому человеку, совершенно не понятно, почему я должен за события столетней давности сегодня просить покаяние перед Господом? В тоже время настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский в интервью «РИА Новости» сказал «Священник может и даже обязан призывать людей к покаянию - к личному покаянию. Но довольно странно «неучастникам» Гражданской войны, или у кого даже родственников не было ни на той, ни на другой стороне, - каяться за кого-то. Подобного рода призывы - это есть какой-то популизм и неправильное понимание самого таинства покаяния».
     В тоже время не понятно такое активное продавливание ханты-мансийской митрополии в строительстве этой часовне. Вопросы о ее строительстве в обществе последние пять лет точно поднимались неоднократно. Официально церковь находилась вне этого диалога общества и власти. Однако в этом году все неожиданно изменилось. Почему сейчас? Неужели служители Церкви не следят за информационными событиями, которые раскаляют и разделяют наше общество? Большинство граждан, настроены просоветски, поэтому попытки реабилитации коллаборационистов, друзей Гитлера, белогвардейских преступников (Верховный Суд РФ не реабилитировал Колчака) и призывы к покаянию за не содеянное ими встречает в штыки. Понимает ли Церковь, что так примирения общества не достигнет? Если в городе, по мнению митрополии, необходима часовня, то в Самарово (исторический район Ханты-Мансийска) стоит Никольская часовня, которая сейчас используется как жилой дом. Почему бы ее не возродить?

Ханты-Мансийск, война с историей

Previous post Next post
Up