В предыдущем посте задавала вопрос про памятник. Смотреть
тут.
Странный памятник с серпом и молотом, бурятским орнаментом и штырём от звёздочки, традиционно венчавшими навершия, стоит в агинской степи в нескольких километрах от села Будулан.
Ну вот, обещанная история этого сооружения. По крайней мере то, что рассказали мне, а уж я, как говорится, продаю то, за что купила).
Это место среди своих называется обоо Шантушка. Понятия не имею почему именно Шантушка, может, это имя собственное, может, нарицательное... Но уж как назвали, так и кличут до сих пор.
Для обоо - место выбрано довольно необычное - на терраске сопки. Вроде как и на возвышенности, а с другой стороны - нет. Хотя, вполне укладывается в историю этого сооружения.
Дело в том, что в советское время не поощрялось проведение всякого рода религиозных обрядов, к примеру, обоо тахилга - обряда почитания духов местности. Считается, что духи-покровители любят селиться на возвышенных местах. Им там удобнее озирать свои владения). Поэтому на каждой достойной сопке высятся скученная груда камней и бумба - сосуд с подношениями.
На этом же месте стоит памятник, памятная плита, груда камней и сэргэ.
Всё, кроме памятника и мемориальной плиты идёт вразрез с традиционным оформлением обоо. Однако, нельзя считать его забытым. Заботится и поклоняется на этом месте одна родова - это их родовое место, которое считается сакральным и памятным. К тому же имеет свою историю.
Что-то я отвлеклась немного, поэтому продолжу.
Так вот, поскольку власть Советов не одобряла всяческое идолопоклонничество и шаманство, то один из предприимчивых дедушек придумал свой способ как и предков почитать, и власть не злить. И потому на этом месте установил памятник с табличками, на которых выгравировал имена всех своих почивших братьев и сестер, и их детей. Под этим предлогом в итоге каждый год в июне родова и проводила обоо тахилга. С годами запреты постепенно ушли, а памятник остался.
На одной из табличек указано имя - Анчик. О нём известно, что служил ламой в Цугольском дацане. В 1937 году был арестован и через два года расстрелян. Он был настоящим священнослужителем - соблюдал обряд безбрачия. Так что прямых наследников не осталось. Зато живы его племянники, которые и по сей день приезжают к месту поминовения и духа местности, и своих предков, в честь которых установлен памятник на обоо.
Такая вот грустная история.