Текст под заголовком " Евразийское осмысление Русской истории: шутка, которая зашла слишком далеко" -
http://ruskline.ru/opp/2016/sentyabr/10/evrazijskoe_osmyslenie_russkoj_istorii_shutka_kotoraya_zashla_slishkom_daleko/ , вне всякого сомнения, хорош. Ордынофильская интерпретация русской истории убедительно смята и опрокинута. Единственное, с чем не хочется соглашаться, так это с антиевразийством Е. Холмогорова, хотя последнее и обнаруживает себя, по существу, лишь в заголовке статьи. Евразийство нужно просто отделить от темы орды - дать современное толкование ему, опираясь на представление о русских, как о государствообразующем народе России и о православии, как о государствообразующей ее религии.
Сошлюсь здесь на свои заметки 2014 года
Девять бесед о евразийстве ( конспект) .
Три выписки из этих заметок:
- Отнюдь не следование ордынским обычаям-правилам- порядкам, а преодоление их определяло и историю, и судьбу на русской земле. Москва потому и выделилась и стала ведущей среди других русских земель, что в преодолении этом была впереди. Русскую империю, ту территорию, которая стала областью ее существования и породила в конце концов евразийскую идею, надо воспринимать исключительно как трофей русского народа, добытый ценой большой крови, больших страданий, и невиданного самоограничения - в многовековом цивилизационном противостоянии. В этой борьбе за православную веру русские и завоевали право называться системообразующим , государствообразующим народом. Таким народом не рождаются - им становятся. Прельщают подобные лавры - попытайтесь. Но без великой, полностью очищенной от всякого прагматизма идеи лучше и не начинать...
- Сама идея существования определенного пространства, благоприятного для активного переселения и, следовательно, для интенсивного этногенеза, конечно же, может быть принята в качестве конструктивной. Однако, такое пространство позволительно рассматривать лишь в качестве необходимого условия. Но если мы обратимся к условиям достаточным( а это неизбежно, если оценивать качество этносов - их способность к развитию и совершенствованию ), то вся эта география стремительно теряет свои преференции, уступая место идеальному - религиям, культурам.
Что же касается идеи паритета религий, культур, этносов, то и ее можно принять, но при одной существенной и совершенно необходимой оговорке. Паритетны они лишь по принципиальным возможностям. По реальному же состоянию.... Вот здесь все и зависит от качества исповедуемого идеального.
- Сегодня, когда евразийство переведено в разряд практической политики, ревизия основ классического евразийства становится особенно важной. Прежде же всего необходимо признать, что в основе евразийской идеи лежит факт русской, православной победы - факт подавления и последующего подчинения русскими Орды. Благодаря этой победе Русское государство становится геополитическим субъектом не только в Европе, но и в Азии. Удвоение субъектности, а не мифическое мирное сосуществование двух начал, современное евразийство и должно прежде всего зафиксировать. Таким евразийством Россия не порывает с Европой, она лишь заявляет о своем намерении идти своим путем. В таком варианте толкования евразийства Россия отказывается и от принципа жесткого противопоставления Европе, и от приплясывания " на цирлах" перед Ордой ( как в классическом евразийстве ). Но отказывается и от пренебрежительного отношения к Азии. И, действительно, обретет статус идеологии, претендующей стать опорой нелиберального глобализма - глобализма нового типа.