5.
Власть и в центре и на местах несомненно способствовала этой народной инициативе - порядок , во всяком случае, был обеспечен ( ненавязчиво, деликатно) идеальный. Очевидно ,что по всей стране для народного марша был задан сверху режим наибольшего благоприятствования.
И представители высшей российской власти в двух, по крайней мере, случаях явно продемонстрировали свое единение с народной инициативой. Принимающий парад министр обороны, проезжая под Спасской , остановился и осенил себя крестным знаменем ... Президент Путин с портретом отца-фронтовика возглавил колонну...
Этот жест президента получил, можно сказать, высочайшую оценку(5): В. Путин "... отчетливо показал не только внутренней оппозиции, он показал и внешним врагам: мне достаточно обратиться напрямую к народу, и я смету все"...
Для правителя России полмиллиона москвичей, выстроившихся от Белорусского до Красной, действительно, могут стать поводом для подобных мыслей. Но далеко не очевидно, что президент Путин этим поводом в той или иной форме воспользуется. И, скорее всего, не потому, что не рискнет, а наоборот - старательно приглушит их в себе. Уж больно не вписываются в идею партнерской Западу России-корпорации эта внезапно обнаружившая себя и оформившаяся в поступок память народа о героических дедах-прадедах. Ведь на Тверской и на Красной народ тихо, мирно, без единого расквашенного носа ясно высказался за Россию-цивилизацию.
6.
В связи с памятным маршем достаточно много говорилось о ... не совсем праведном рождении этой идеи: провинциальный телеканал , созданный на деньги некоммерческой организацией, финансируемой правительством США (6) ...Все это, наверное, полезно знать. Но очевидно и другое: то, что начиналось на американские деньги на томском канале, зажило, ведь, своей и совершенно неожиданной жизнью. Авторы идеи явно недооценили ее возможностей - того, в частности, что она может срезонировать с русским архетипом ... И люди, действительно,"через свою воевавшую родню... вновь ощутили принадлежность к народу-победителю, которому всё по плечу" ... И " вышли на улицы так, будто мы победили только вчера"... " Губительное перекодирование смыслов провалилось. Вместо него случилось пасхальное чудо преодоления смерти. "Бессмертный полк" превратился во вселенский крёстный ход, в котором с нами рядом шли воскресшие предки. Мы несли их лики, подобные иконам святых." (7)
Возвышенный тон Дениса Тукмакова в этих оценках совершенно естественен. Но где находится источник этого чуда?.. У Д. Тукмакова нет однозначного ответа на этот вопрос. Да, он готов видеть в марше 9 мая сознательную акцию верховной власти - " гениальную путинскую операцию по вызволению из безвременья целого народа". Но он допускает и альтернативу: " уставший ждать народ вышел и крикнул в миллионы глоток неуклюжей власти, замешкавшейся с Русской весной: "Пора! Давай же! Прочь сомнения и страхи!"
Второе, похоже, ближе к истине. Хотя это еще не крик. Народ просто очень выразительно глянул в глаза не совсем адекватному правителю, к которому понимание, что он правит не Голландией, Польшей и даже Америкой, а Россией, приходит недопустимо медленно да еще по весьма и весьма неперспективной схеме: шаг вперед - два шага назад.
7.
Природу этой народной инициативы попытался выявить и С. Кургинян. В своей статье " Гражданский порыв" он, кажется единственный, говорит о самоорганизации - " безусловной, совсем уж неоспоримой, бескорыстной ". Но в более позднем материале (8) от термина самоорганизация отказывается и предлагает приблизительно следующую модель.
Россию от идеологической агрессии, начавшейся в горбачевские времена , спасла внутренняя рыхлость. Колоссальные силы, особенно после 1991 года, были брошены на уничтожение внутренней структуры страны. Но в России, к счастью, не все переведено в логос - глубинные смыслы бытия у нас структурированы не до конца, в чем, надо полагать, и находит свое выражение внутренняя рыхлость. Именно эти - недооформившееся - смыслы сумели сохраниться в годы структурного разгрома , а сохранившись, сработали 9 мая 2015 год.
Феноменологическую модель С. Кургиняна вполне можно было бы признать близкой к истине, если бы ни его ремарка: "к религии это не имеет никакого отношения". Как раз к религии эта модель и имеет самое прямое отношение .
8.
Если уж начинать разговоры о том, что не всё в России переведено в логос, то обязательно нужно уточнять - в западноевропейский логос. Глубинные смыслы бытия у нас, конечно же свои - со своим, особым типом структур. Они сформировались и до сих пор пребывает в сильнейшем поле Православия . В силу этой своей специфики, а отнюдь не по причине рыхлости, они оказался не по зубам западно-европейским партнерам Михаила Сергеевича и Александра Николаевича...
Другой тип цивилизации - другой логос... Он-то и сработал 9 мая 2015 года.
Но цивилизационный подход к социальным проблемам у С. Кургиняна, как известно, понимания не находит. Отсюда, в общем-то, и его упоминавшаяся выше ремарка о церкви, и сама его модель, и его оценки перспектив народной инициативы от 9 мая 2015 года. На новую волну не надейтесь - без "мощного структурного переоформления " инициатива пойдет на спад. То есть рассчитывать на самопроизвольный рост самоорганизации - пустые хлопоты. Перед нами лишь предпосылки, и без чего-то особого , способного генерировать структуры, нам не выжить... Искать же это нечто предлагается в недрах теологии освобождения, в рамках которой, как утверждается, проблема церковное- светское уже решена - давно и окончательно.
Церковь, таким образом, и в модели С. Кургиняна оказывается "причем", но опять-таки под покровом западно-европейского логоса ...
9.
Бедная, несчастная Россия... Кто ее только ни пытался структурировать. Варяги, орда, тевтонский орден, поляки, шведы, французы, немцы... Нынче же и потомки все прежних структуризаторов оживились и новый - заокеанский - надрывно трясет губой... Лучше бы развернул свой структурирующий взор
куда-нибудь в юго-восточном от своей резиденции направлении - сориентировал его на родные пенаты...
Византия, считай, единственная их значимых и крупных субъектов мировой истории на строительство каких-либо структур в России не претендовала, а положилась на силу того смыслового поля, в котором сама обитала . И не ошиблась - получила перспективного наследника.
Так что 9 мая 2015 сработали все-таки вполне оформившиеся смыслы - структурированный по-православному, по- византийски, а не по-берлински-парижски- вашингтонски .. Да, это вспышка, которая ( и здесь с С. Кургиняном нельзя не согласиться) сама себя не усилит и, скорее всего, может зачахнуть. Но не потому, что бесструктурна ее основа, как считает С. Кургинян, а потому, что ее структура в качестве единственно надежной большинством пока не принимается. Так - странность, недоразвитость, а то и дикость ... В то время, как это - наше русское традиционное бытие, в чем-то забытое, в какой-то мере растерянное, а местами просто размытое западными испарениями, но оказавшееся способным обнаружить свою изысканную структуру и после четверти века западно-европейского ига. А это иго не сравнишь с наивно-туповытым татаро-моногльским - под западным год за четвертак идет...
10
И без опоры на русскую православную традицию из- под него не выбраться.
Поэтому и основную задачу для начавшейся 9 мая 2015 года народной инициативы есть смысл формулировать несколько по-иному...
Да, вспышка - юбилейная, ситуативная... Но вспышка, которая развернула внимание людей от самих себя на два, а то и на три поколения вспять. Они, нынешние 30-40 летние , вдруг обнаружили своё, близкое себе не только в успехах и развлечениях, но и в идеальном - в жертвенном служении родных своих другим. Этот разворот, это массовое приоткрытие русского бытия (вспышку русского дазайна - А.Г. Дугин выразился бы здесь именно так) и нужно попытаться поддержать и удержать.
Как удержать -поддержать, как вывести русское бытие из забвения и возвысить его - для национально ориентированной власти это не вопрос... Но существует возможность и дальнейшего приоткрытия его снизу.
Да, 9 мая( или 22 июня)... Да, марши с фотографиями, иконами, со священством во главе колонн. Но по окончании все это должно разноситься не по домам и квартирам , а по родовым музеям. Вот их-то и надо создавать и обустраивать.
А если отступить еще на два-три поколения - это уже и первая мировая, и русско-турецкая... А если двинуться еще дальше - к крымской и отечественной 12-го года ... А если в интернете появится социальная сеть, объединяющая родовые музеи и соединяющая в единое расходящиеся ветви отдельных родов...
Семейные родословные, вскрытые на пять -шесть поколений вглубь - и Россия покроется мощнейшей самоуправляющей структурой, выстроенной на памяти к великим подвигам народа и с лидерами исключительно неформального толка.
Структурой, по политическому влиянию с которой вряд ли сможет сравниться какая-нибудь партия.
Примечания.
1. " За победу над Германией" называлась, напомним, главная медаль 45 года.
2. Е. Чернышев ( http://www.nakanune.ru/articles/110424 )
3. Мысль эта принадлежит А. Фурсову.
4.
http://waspono.livejournal.com/475325.html5. Александр Жилин (http://www.nakanune.ru/articles/110440)
6.Например,здесь (
http://patriotka.livejournal.com/25893.html)
7. Денис Тукмаков, статья в "Завтра" (
http://zavtra.ru/content/view/bessmertnyij-narod/ )
8. Суть времени, выпуск 87.