13. А. Дугин на фоне С. Кургиняна .
Выбор С. Кургинян в пользу двухцветного набора метафизик во многом связан с его ориентацией на первый тип моделей - моделей истматовских, классовых по сути своей, предполагающих четкое деление социума на принципиально враждебные друг другу группы. Нет слов, выделение таких метафизик может быть полезно, и главное удобно, при описании состояний общества - для их классификации. При характеристике состояний классификационные подходы вообще очень удобны.
Другое дело описание процессов. Здесь использование характерного для текущего времени набора метафизик вполне может завести в ловушку, поскольку злоупотребление злободневным резко сужает возможности адекватной оценки прошлого, а следовательно, снижает надежность экстраполяций в будущее.
Разоблачая А. Дугина, С. Курнинян также обращается за помощью к моделям первого типа - дугинская социальная модель ( консервативная революция) подается им именно как такая модель. В этом случае любые упования на традицию легко представить, как архаизацию - а где последняя, там рядом и призрак фашизма. К тому же сам А. Дугин существенно облегчает задачу С. Кургиняна - прежде всего своими симпатиями к Генону-Эволе.
И в самом деле, если исходить из того, что адекватными реальности являются только модели первого типа, то любые иные модели, с навешенной на них сигнатуркой " тип первый", действительно выглядят как дегенеративные . И надеяться тогда остается лишь на " доведённый до предельного каления хилиазм",на "мобилизационную антигностическую" - красную метафизику, - на сверх-модерн ...
Да, С. Кургинян часто добавляет, что перечисленные только что сущности должны работать во
"взаимосвязи с русским историческим опытом"... Но такая связь ( связь традиция- сверх-модерн) самопроизвольно может возникнуть, активизироваться только в условиях сверхкритических - таких, как Великая Отечественная война. Коррозии же мирного времени она не выдерживает.
Устойчивой такая связь окажется, видимо, только тогда, когда "сверх-модерн" будет выведен непосредственно из традиции, а не пристегнут к ней - то есть перестанет считаться сверхмодерном. Но для реализации такого плана необходимо будет, увы, обуздать, подморозить прогресс - отступить.
Не исключено, что А. Дугин это хорошо понимает. И, возможно, его пониманию, о котором он пока не спешит известить читающую и слушающую публику , в немалой степени способствовали и его юношеские блуждания по гностическим лабиринтам, и его симпатии к Генону-Эволе.
Очевидно, что С. Кургинян убежден в обратном - в том, что успех в социальном строительстве может обеспечить лишь решительное наступление - что уж на этот раз удастся обеспечить идеальное , без издержек развитие . Стоит только подмигнуть русской традиции . Если традиция в положительном ключе им и упоминается, то исключительно как русская традиция развития "не по прописям модерна".... Он убежден, что специфика русского развития материализовалась во всей полноте лишь в советском опыте России. Но и этот опыт, по его мнению, "был недостаточно отодвинут от модерна, он недостаточно ещё вывел свою сверхмодернистскую суть."
Полностью здесь:
http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0210k-d-13.htm