Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.Часть 13

Feb 17, 2015 09:42

13.       А.   Дугин   на фоне   С. Кургиняна  .

Выбор   С. Кургинян  в   пользу двухцветного набора  метафизик во многом  связан с   его  ориентацией  на  первый  тип  моделей -  моделей    истматовских, классовых   по  сути своей, предполагающих   четкое     деление  социума на  принципиально враждебные  друг  другу  группы.  Нет  слов,  выделение  таких  метафизик  может быть  полезно,   и главное  удобно, при  описании  состояний общества - для их классификации.  При  характеристике  состояний классификационные  подходы  вообще  очень  удобны.
Другое  дело  описание  процессов.  Здесь использование    характерного  для  текущего  времени  набора   метафизик  вполне  может  завести    в   ловушку, поскольку  злоупотребление злободневным  резко  сужает возможности  адекватной   оценки  прошлого, а  следовательно, снижает надежность  экстраполяций  в  будущее.

Разоблачая   А. Дугина,  С.  Курнинян также   обращается  за  помощью   к  моделям  первого  типа  -  дугинская   социальная модель (  консервативная   революция)  подается   им именно как такая  модель.  В  этом  случае любые  упования  на   традицию   легко представить, как  архаизацию   -  а  где    последняя,  там  рядом и  призрак   фашизма. К  тому  же  сам  А. Дугин существенно  облегчает  задачу   С. Кургиняна  - прежде  всего  своими  симпатиями  к  Генону-Эволе. 
И  в  самом  деле, если  исходить  из  того,  что адекватными  реальности   являются только модели  первого типа, то  любые  иные   модели,  с  навешенной  на них   сигнатуркой " тип  первый",  действительно выглядят     как  дегенеративные .  И  надеяться  тогда остается лишь   на    " доведённый  до предельного каления хилиазм",на "мобилизационную   антигностическую"   - красную   метафизику, - на   сверх-модерн ...
  Да, С.  Кургинян   часто  добавляет,  что  перечисленные  только что сущности должны   работать   во
"взаимосвязи с русским историческим опытом"... Но  такая    связь (   связь традиция- сверх-модерн) самопроизвольно  может возникнуть,  активизироваться только в  условиях   сверхкритических  -  таких,  как  Великая  Отечественная  война.  Коррозии   же  мирного  времени  она  не  выдерживает. 
Устойчивой  такая  связь  окажется,  видимо,  только  тогда, когда  "сверх-модерн"   будет   выведен    непосредственно  из  традиции,  а  не  пристегнут к  ней  -  то  есть  перестанет  считаться  сверхмодерном.   Но для    реализации   такого плана   необходимо   будет,  увы, обуздать, подморозить  прогресс - отступить.
Не   исключено, что А.  Дугин  это   хорошо  понимает. И,   возможно,  его пониманию, о  котором  он  пока  не  спешит  известить   читающую и слушающую   публику ,    в  немалой    степени  способствовали    и  его юношеские   блуждания по  гностическим     лабиринтам,  и  его   симпатии   к  Генону-Эволе.
  Очевидно,  что С. Кургинян  убежден  в  обратном -  в  том,  что успех  в  социальном  строительстве   может  обеспечить лишь   решительное  наступление  -  что уж на  этот  раз  удастся   обеспечить   идеальное , без  издержек  развитие  .  Стоит   только  подмигнуть  русской  традиции .    Если   традиция  в  положительном  ключе   им  и   упоминается, то  исключительно  как  русская   традиция   развития  "не по прописям модерна".... Он   убежден,  что   специфика  русского развития   материализовалась     во  всей   полноте  лишь  в  советском  опыте  России.  Но и этот опыт, по  его  мнению, "был недостаточно отодвинут от модерна, он недостаточно ещё вывел свою сверхмодернистскую суть."

Полностью  здесь:

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0210k-d-13.htm

А.Дугин, Россия-цивилизация, С.Кургинян

Previous post Next post
Up