Вечер пятницы, небольшой конфенц-зал “Мемориала”, до отказа набитый зрителями. Сегодня на сцене играется постановка Театра.doc - “Вятлаг” (Вятский лагерь).
“11 и 12 августа. Работаем на болоте, вытаскиваем из воды бревна. Погода прохладная и работать целый день в холодной воде, без одежды, невыносимо”.
“1 октября. Чудесная погода. Умирает командир батальона Буланс”.
“14 мая. Чистил туалеты и возил трупы. Один труп несем вчетвером, хоть у трупа ничего нет, кроме обтянутых кожей костей. Нам это тяжело и мы сами похожи на этих трупов”.
“17 июня. Наполняют трупами вырытую яму, а сверху заравнивают землей. Вначале устанавливали дощечки с надписями захороненных, а позже и этого делать не стали”.
“15 декабря. Подвозя к рабочему месту обед, повар на дорогу опрокинул котел. Рабочие подбежали и всю кашу, смешанную с конским навозом, съели”.
“25 декабря. Рождество. Утром молюсь. На завтрак суп из листьев. Святость Бога властвует в мире, только эта земля не знает, что такое вера и святость”.
Эти строки - из дневника латыша Артура Страдиньша, узника советского лагеря Ветлаг, который он вел в тайне от надзирателей на папиросной бумаге. Это одна из редчайших хроник из-за колючей проволоки, количество которых в мире можно пересчитать по пальцам одной руки (среди наиболее известных можно вспомнить дневники маленькой еврейской девочки Ани Франк, погибшей в нацистских лагерях). Ее уникальность состоит в том, что в сталинских лагерях царил жесточайший надзор, и узникам строго-настрого запрещалось вести какие-либо записи. То, что сегодня вечером в этом зале мы можем за час с небольшим услышать и прожить страшные мгновения, выпадающие на долю заключенного ГУЛАГа - это дорогого стоит.
На сцене стоит кондовый деревянный стол, за ним - худой ушастый человек в старомодной белой сорочке и круглых очках в тонких оправе. Перед ним лежит шкатулка с теми самыми клочками папиросной бумаги. Борис Павлóвич достает по одной бумажке и с пугающей монотонностью читает вслух. Каждая запись дневника все глубже погружает нас в атмосферу рутинного лагерного ада с его нечеловеческой усталостью, скудной меркой хлеба и постоянным смертельным голодом. Холод и болезнь. Смерть, молитва, надзиратель. Смерть. Опять смерть, смерть, смерть. Обычная лагерная жизнь: банный день, смерть, клопов - кипятком, Рождество, суп из листьев...молитвами, и ставшими будничными смертями своих товарищей. Рядом сидит молодая женщина в скромном темном платьице. Она пронзительно смотрит “своего … мужа”. Особую пронзительность моменту добавляет тот факт, что эта девушка с бездонными глазами - это жена “узника 6 мая” Леонида Ковязина: с которым они сыграли свадьбу, когда тот уже находился под арестом в СИЗО. Когда чтение прерывается, она резко встает и начинает протяжно петь национальные латышские напевы. В эти моменты зал наполняется отраженным от сцены отчаянием, безысходностью и тоской женщины, потерявшей своего самого дорогого в мире человека.
По окончании выступления стол завален листочками. И пустая шкатулка, как бы выпитая чаша бескрайних нечеловеческих страданий узника ГУЛАГа. А все действо было посвящено жертве уже путинского репрессивного катка - “узнику 6 мая” Леониду Ковязину. Борис обращается к залу с просьбой помочь его семье. Люди молча подходят к столу и кладут купюры внутрь - пятьсот рублей, тысяча и опять тысяча рублей…
В одном из своих интервью Борис рассказал, почему он выбрал именно дневники Артура Страдиньша: - Они у меня лежали несколько лет. Потому что это документы, и мне было непонятно, что можно с ними сделать в театре. До тех пор пока тема политических репрессий не стала моей личной, пока моего актера и студента Леонида Ковязина не арестовали на Болотной площади, в связи с участием в митинге 6 мая, и вот уже полтора года он находится за решеткой. Записи человека, который без всякой вины находится в ужасающих условиях, оказались для меня личными. И я понял, что не нужно никакого театра, а нужно просто их читать. Чтобы люди слушали и узнавали о том, каково маленькому интеллигентному человеку находиться в экстремальных условиях, - говорит режиссер.
Павлович: "Дневники Артура - из считанных единиц, так как реальных записей из концлагеря практически не существует - это одна из причин, почему так широко известен дневник Анны Франк. Большая часть "лагерной" литературы - записи постфактум. А тут у нас в руках хроника лагерной жизни в реальном времени, лишенная какой-либо лирики или рефлексии. Потому и театральная форма сведена к минимуму: любая внешняя выразительность убила бы аскетизм оригинала. На сцене меня ведет именно осознание своей служебной функции относительно текста: я должен раствориться в нем, "отдать" его зрителям. Я пропускаю, конечно, все через себя - но дистанция всегда остается. Просто в начале чтения я объективно "холоден", нейтрален, просто читаю, а чем дальше, тем больше меня самого пробирает ужас этой безжалостной хронологии. То есть эмоция, энергия рождается в процессе того, как я сам слушаю себя со стороны, ушами людей, которые впервые это слышат. Я не пытаюсь ничего разыграть, драматизировать. А настроиться каждый раз помогает ощущение сегодняшней реальности - сводки из тюрьмы, с проходящих прямо сейчас процессов. Знание того, что репрессии не закончились, что они происходят в эту минуту, заряжают меня чисто человеческой ненавистью и желанием говорить.
Насколько это отзывается в зале - вопрос индивидуальный, специфический. Скажем так: даже когда я читаю одному или двум слушателям, всё случается по настоящему. Так что у меня еще ни разу не было спектакля, который бы прошел впустую. Всегда находятся открытые, готовые к восприятию люди".
На сердце тревожно. Слишком очевидна аналогия тех страшных событий времен сталинских репрессий с днем сегодняшним. Наследники НКВД, одетые в мундиры Следственного комитета РФ, схватили и держат в заложниках обычных людей, вышедших на мирную акцию протеста 6 мая 2012 года, среди них - молодой актер и журналист Леонид Ковязин. Да, у нас с стране, как и тогда, вновь появились политические заключенные. И, наверное, не стоит напоминать, что сегодня, как и тогда, это может коснуться каждого.
Большое фотографий можно посмотреть в
моем альбомеПолный текст дневников Артура Страдиньша можно найти по ссылке -
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=book&num=457