Архстояние 2013

Jul 29, 2013 13:28





Как, Вы не были на Архстоянии!? Тогда разрешите Вас познакомить: уникальный фестиваль, предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства. В рамках проекта создаются масштабные объекты искусства и архитектуры. Это и экспериментальная арт-площадка под открытым небом и одновременно благоустроенный парк с красивейшими природными ландшафтами.

01. Подъём засветло, далее - три часа дороги, которая ближе к Калуге стала напоминать о бомбёжках времен Великой Отечественной войны. И вот наконец мы въезжаем на территорию села Никола-Ленивца. Перед шлагбаумом на платной парковке нас встречают девушки творчески-чудаковатого вида, вооружённые рациями и бейджами “Организатор”. Быстро проверяют аккредитацию, и вот мы полноправные участники Архстояния 2013.


02. Идём к Инфоцентру через гигантскую парковку, организованную прямо в поле. Сотни автомобилей стоят идеально ровными рядами. Их владельцы, подхватив свой походный скарб, множеством ручейков вливаются в поток паломников современного искусства. Сразу бросается в глаза изменившийся уровень мероприятия. Если в прошлые годы вход был бесплатным и соответствовал невысокому уровню комфорта для гостей, то в этом году организаторы превзошли сами себя. Охрана, разнообразные фудкорты, внятный инфоцентр, уютный кемпинг, приветливые и блестяще информированные волонтёры на каждом объекте - всё на высшем уровне. В этом году в числе первостепенных задач инвестор поставил перед организаторами  коммерческий успех проекта. Кроме платного входа, это воплотилось в множестве полезных платных сервисов, которыми с удовольствием пользовались гости фестиваля.


03. Охрана на уровне, хотя посетителей поначалу немного пугал автозак с бойцами ОМОНа, которые несли дежурство по периметру Никола-Ленивца.


04. Раздельный сбор мусора - дань экологической тематике фестиваля этого года.


05. Продолжая тему экологичности, к обеду организаторы начали устилать разбитые тракторами дороги хворостом и густым стоем ароматного сена поверх.


06.


07. Небольшая палатка с брендированными вещами первой необходимости на Архстоянии: дождевики, калоши и футболки (замечу, что все вещи отличного “нерекламного” качества). Одновременно польза и сувенир.


08. Передвигаться между объектами удобнее всего на велосипедах. Для этого на Архстоянии работал велопрокат. Не дешевый, к слову: 500 руб. за 3 часа.


09. На стороне реки Угры организаторы выделили место под кемпинг. Это единственное место в Никола-Ленивце, где всем желающим был доступен беспроводной интернет и розетки для зарядки всех наших бесконечных гаджетов. Из моментов, котрые можно улучшить: почти полное отсутствие мобильной связи и беспроводного интернета на территории Никола-Ленивца.


10. Палаточный городок усыпал луг у Никола-Ленивца несколькими сотнями тентов.


11. Самые уютные местечки среди молодых сосёнок достались особым везунчикам.


12. Наконец мы подбираемся к главной цели фестиваля - арт объекты и перформансы. Вот что говорится на официальном сайте: “В 2013 году фестиваль Архстояние представляет парк впечатлений, продолжая линию «архитектура без архитектуры», заявленную в 2009 году. На территории парка появится 18 проектов, каждый из которых встраивается в общую партитуру действий, отождествляя единство пространства и звука.  Программа фестиваля смещает фокус внимания с архитектурных объектов, на организацию пространства средствами звука, слова, света и тактильности”. Среди всего многобразия представленных идей и форм, особое внимание я обратил на некоторые из них.

Самым зрелищным, как и годы спустя, остаётся “Вселенский Разум” Полисского.


13. Эта композиция из полушарий механического мозга, к которой ведёт двойная колоннада из сорока двух ракет. “Вселенский разум” - это самая масштабная инсталляция, в которой автор, сохраняя преданность натуральным материалам, предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.


14. Слева и справа от "полушарий" выстроились всевозможные механические аргегаты, некоторые из которых можно приводить в движение.


15.


16. На второе место в моём личном рейтинге я смело ставлю 51-метровом батут «5 свиданий», созданный для прошлогоднего Архстояния эстонской командой Salto Architects.


17. Босые девушки в белоснежных сорочках и угольн-чёрных брюках под зверские технократические звуки совершают в воздухе акробатические па. Постановка хореографа Дины Хусейн, композитор Ранев. Они как бы играли своими телами и движениями на батуте-инстументев.


18. Идём дальше и видим посреди леса гудящую толпу. Рядом стоят два здоровенных ОМОНовца и следят за порядком, репортёрский дух подсказывает нам, что это явный признак того, что на “объект охраны” стоит обратить внимание.


19. Подходим ближе - перед нами настоящая могила, а в ней (под толстым стеклом) прелестная обнажённая девушка, лежащая в сырой земле. Это молодая художница Ольга Кройтор со своим перформансом-жертвоприношением “Нюд”. Не знаю, как остальным ценителям прекрасного, а мне очень хотелось сдвинуть стекло, вытащить бедняжку из её холодного плена и поскорее согреть.


20. От томных размышлений о юном обнажённом теле меня отвлекает невообразимой громкости звук. Мы бежим туда! Это перформанс немецкого художника  Юлиуса Фон Бисмарка “Две сферы”, в котором 5-тонная металлическая сфера падает с 14-метровой высоты. В момент падения зрители ощущаютсодрогание земной тверди и видят рябь на поверхности воды во рве, отделяющем от них автокран со стрелой. Если я верно понял замысел автора, то это конфликт столкновения двух сфер - рукотворной и Земной.


21. Падение происходит каждый полчаса и собирает огромную толпу, которая радостно пищит, когда их ожидаемо обливает брызгами грязи. Мой коллега мрачно шутит, что лучше бы они каждый раз ставили под летящую вниз сферу настоящую идём к следующему объекту...


22. “Штурм небес” от арт-группы Manipulazione Internazionale (и пусть вас не смущает заморское название коллектива, это вполне себе наши московские ребята). Идея проста и гениальна: неосознанное, но такое естественное, стремление человека к совершенству.


23. "Арка" архитектурного бюро Bernaskoni. Другое название перформанса - “Домик повешенного”. Говорят, что во внутреннем колодце временами висит обнаженный художник Федор Павлов-Андреевич, выступая на контрасте острыми геометричными формами строения. “По словам автора, физическая подвешенность рифмуется с его личным душевным состоянием: с одной стороны, это постоянные переезды из одного города в другой, с другой - тоска по родной стране, которой уже не существует”.


24. Чем дальше в лес, тем больше шишек. Это арт-проект "Shishka-pavilion" от West8. “Это чёткая форма, развитие которой предначертано естественными природными процессами - сосны внутри павильона вырастают, а шишки, из которых состоят стены, постепенно гниют, превращаясь в землю” - говорят о своём детище автор Адриан Гейзе.


25. Экскурсовод рассказывает нам, что если поднять с земли упавшую шишку, вкрутить её в стену и загадать желание, оно обязательно исполнится. Люди оживленно впихивают по несколько штук, и волонтёр аккуратно уточняет, чтобы народ не просил финансового благополучия ;-)


26. Эта рыжая девушка, вкрутившая целых 5 шишек, смущенно отказалась нам о своих желаниях.


27. Организаторы Архстояния особо подчёркивали в своих пресс-релизах, что в этом году фокус внимания смещается от формы к звукам. Именно эту идею заложил в свои машины для воспроизведения природного шума под общим названием “Зов” пианист и музыкальный теоретик Петр Айду. Если их начать вращать, они начинают издают звуки, напоминающие о природных явлениях, таких, как шум прибоя, дождь и ветер.


28.


29. Следующий любопытный объект - аграрно-кулинарная “Ферма” с инсталляцией «Общение овощей». Как на любой нормальной ферме, тут есть и грядки с поющими (!) тыквами и арбузами, и небольшая лавка, где “фермеры” бойко торгуют настоящими (неговорящими) овощами на развес, квасной окрошкой и сладостями.


30. Ночью плоды переливаются диковинными цветами - потрясающе красивое зрелище.


31. Огибаем лесок и оказываемся под раскидистыми полами шатра-лектория. На дощатом полу стоят белоснежные стулья, проектор и колонки. По расписанию проходят лекции в формате бесед о музыке, архитектуре, искусстве и ландшафте. К своему стыду, я не решился тут тратить драгоценное время, может быть наверное зря...


32. А где лекторий, там и кинотеатр. Причём под открытым небом, на набитых сеном пуфах. Вместо экрана - “Стена сарая” (инсталляция так и называется). Фильмы учеников Школы документального кино Марины Разбежкиной (а потом истеричная видео инсталляции «Вверх!») начинают крутить уже затемно.


33. Дизайнер и архитектор Василий Щетинин приехал в эти места 1980-х годов и вместе с Николаем Полисским и дизайнером Василий Копейко начал приглашать архитекторов и художников. Его «Позолоченного телец» (2009 год) - некое отражение  бронзового американского «Атакующего быка» с Уолл-стрит. Обязательно не примените подняться на средний ярус - там вас ожидает пикантный сюрприз!


34. Говорят, в этом причудливом восьмиметровом «Николином ухе» можно услышать Тишину.


35. Инсталляция  “Маяк” Высокая башня, сплетенная из тонких стволов засохших вязов и металлических прутьев, стоит на берегу Угры. Этот прекрасный образец ландшафтного дизайна в Никола-Ленивце и к тому же один из самых старых сохранившихся здесь работ Николая Полисского. На него, как и на многие инсталляции Архстояния, несложно забраться.


36. Инсталляцию венчает шар, из которого открывается великолепный панорамный вид на излучину реки Угры. «Маяк» выглядит особенно живописно в тёмное время суток, когда он освещается изнутри.


37.


38. На холме стоит разрушающееся здание Храма Живоначальной Троицы (1802 год).


39. Самая примечательная его часть - колокольня, куда можно с трудом забраться при наличии определённой сноровки и решительности.


40. «Вавилонский водопровод» - это конструкция из изогнутых и переплетенных ярко-оранжевых труб разного диаметра, в каждую из которых можно произнести фразу и она, в искаженном виде, отзовётся с другой стороны. Эдакий «испорченный телефон» символизирует сложность человеческих вербальных связей: не факт, что люди понимают друг друга, и не факт, что это достаточно значимо.


41. Это танцевальный перфоманс в стиле Буто, от студии @PoemaTheatre, поставил его Валентин Дзин. Начинается это загадочное действо на поляне перед “Трубопроводом”, где несколько десятков босых актёров в смокингах внезапно начинают кувыркаться и стоять на головах. Между ними шныряет карлик... Это, конечно, полная Кафка.


42. Когда стемнело, люди в пиджаках забрались в ров, подсвеченный зелёно-жёлтыми лампами.


43. А потом, под чудовищные вопли девушки с мегафоном, начали свои бесовские дрыгания


44.


45.


46. Минут через 40 все участники перформанса окончательно вышли из леса и замерли в устрашающих позах. На этом всё закончилось... Честно говоря, я ожидал какой-то яркой развязки, типа “нападения зомби” на зрителей под оглушительный пиротехнический аккомпанемент. Но, увы и ах...


47. “Голоса леса”.


48.


49. Из ламп нежные женские голоса читают стихи.


50. И на десерт - самый энергетически-сильный объект Архстояния - “Ротонда” Александра Бродского. По всему периметру первого этажа бежит вереницей дюжина старинных облупленных и романтично поскрипывающих дверей (войти и выйти можно через любую). Внутри нет ничего, кроме громадной кирпичной печи. На втором этаже - светлая галерея с окнами и маленькая лестница, ведущая на крышу. Местные поговаривают, что это место сосредоточения Силы.


51. Ровно в 22:00 со второго этажа Ротонды начались поэтические чтения. Куратор перформанса - знаменитая Линор Горалик.


52. Очень пронзительный и ритмичный стих про Москву и москвичей исполнили с самой крыши трое чтецов.


53. Насытившись “зрелищами”, мы стали искать искать “хлеба” и потянулись на соблазнительный запах восточной кухни. Нашли зону фудкортов мы довольно быстро, так как по всей территории Николы-Ленивца организаторами были заботливо установлены указатели. Разнообразие предлагаемого ассортимента поразило моё воображение:


54. Ларьки с овощами, фруктами и свежевыжатыми соками.


55.


56. “Чайный” шатёр встретил нас набитыми соломой пуфами, по-домашнему вкусными блинчиками, шахматной доской (удивительно, но за целый день потерялась всего одна пешка) и ароматным чаем из японской липы.


57.


58. Однако гвоздём программы и, без преувеличений, настоящим украшением фестиваля стали кулинарные гастроли ресторана турецкой кухни “Бардак”.


59. В полном соответствии с духом Николы-Ленивца, весь процесс представлял собой зажигательное шоу колоритного турка Эрсинды, который непринуждённо флиртовал со всеми девушкам в очереди.


60.


61. Кулинарными хэдлайнерами выступали плов и острый-острый супчик.


62. А ожидание форели с овощами и грибами на углях сводили нас с ума.


63. В противоположном конце Никола-Ленивца, в зоне кемпинга, над рекой Угрой раскинулся летней верандой ресторан “Угра”. Любопытно, что слово обыгрывает название флагманского столичного ресторана “Рагу”.


64.


65. “Угра” может похвастаться вполне себе демократичными ценами. При этом шеф-повар поведал нам, что все продукты на их кухне - от местных фермеров.


Итак, кто же они, гости Архстояния-2013? Это очень разные люди: от специалистов в области ландшафтного дизайна и городского строительства до студентов театральных ВУЗов и пафосных столичных хипстеров. Интересная деталь - в Никола-Ленивце я встречал несколько ребятишек с весьма редкими на сегодняшний день именами: Виола, Агата и Аристарх.

66. А вот несколько портретов, попавших мне в объектив


67.


68.


69.


70.


71.


72.


73. Интересно было услышать мнение этих людей. Василий Ходатаев: “Мы уже второй год приезжаем на Архстояние. Я люблю это место и люблю смелые эксперименты архитекторов, где дизайн влияет на пространство. Как 300 лет назад Храм повлиял на пространство в этом удивительном месте, так и теперь это дело продолжает Маяк. Фестиваль с каждым годом растёт и развивается и это, однозначно, хорошо”.


74. На Архстоянии была весьма заметна была работа волонтёров. Девушка Саша рассказала мне свою историю участия в этом фестивале. “Меня сюда пригласила знакомая, и теперь я работаю экскурсоводом по объектам фестиваля. Архстояние началось в 2006 году с нескольких объектов, а сейчас это более 20 инсталляций, которые открыты только в этом году, а так же примерно 20 объектов на старой территории. В этом году лейтмотив фестиваля - больше света, больше звука и больше тактильности”.


75. Мне так же удалось пообщаться с одним из организаторов и идейным вдохновителем Архстояния - Антоном Кочуркиным. “В этом году мы не ставили перед собой задачи расширения площади фестиваля, хотя территория позволяла. Даже наоборот, фестиваль немного сузил границы. Это дало положительный результат - мы получили единое пространство, а не просто штучные объекты, где происходило культурное взаимодействие между художниками, архитекторами, авторами и музыкантами и даже кинорежиссёрами. Второе основное отличие от прошлого года - мы почти ничего не строили. При этом не произошло изменения качества арт-жестов. Просто эмоциональные характеристики передавались другими инструментами и через другие органы чувств: зрение, сух и осязание. Если говорить про открытия этого года, это безусловно “Шумовые машины” Петра Айду и впервые на Архстоянии эти машины представлены, как объекты визуально искусства. Ещё могу назвать Дмитрия Морозова, который выступил в роли архитектора свето-звукового фонтана, олицетворяющего общественную жизнь поляны. Трубы сделаны так, что звуки метаморфируют в аудио-сэмплы. Немного забегая вперёд, хочу сказать, что следующий фестиваль будет сугубо архитектурным, в самом ремесленном смысле этого слова. Темой 2014 года станет “Путь”". На фото Максим Ноготков - владелец земли для Архстояния в Никола-Ленивце


76. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что Архстояние 2013  - это, несомненно, событие года в мире ландшафтного дизайна и творческих экспериментов в области света и звука, и есть смысл не пропустить его следующим летом. Наверное только одно хочу пожелать авторам и организаторам - относиться к экспериментам с современным искусством с чуть большей долей юмора.


Спасибо.

репортаж, фестиваль, архитектура, фото

Previous post Next post
Up