Le Naufrage

Dec 15, 2020 14:14

Как генерал уделал маршала

В 2008 году пилот обитаемого подводного аппарата Remora COMEX Анри Жермен Делозэ, в точке с координатами 43°06'096N и 5°06'950E на глубине 110 метров обнаружил затонувший в 1892 пароход Maréchal Canrobert. Что это был за корабль и как он погиб?






Пароход «Марешаль Канробер» был 6-м кораблем в серии из 8 единиц, построенных для корсиканской судоходной компании «Валери» из Бастии. Его систершипам дали имена «Африк», «Аяччо», «Корс», «Бастиа», «Иммакуле Консепсьон», «Моамед Эс Садок» и «Лу Сеттори». Корабли строились на британских верфях в Гриноке. «Марешаль Канробер» сошел на воду в 1872 году, его стальной корпус водоизмещением 1211 тонн имел 75 метров в длину, 9 метров в ширину и 7 метров осадки. Силовая установка - 2-цилиндровая паровая машина двойного расширения, мощностью 1050 л.с., максимальная скорость 15,5 уз. Пароход начал службу в 1873 году на североафриканских линиях, в декабре 1880 года его передали компании «Трансат», при этом обычная практика переименования кораблей при смене владельца «Марешаля Канробера» не коснулась. В 1882 году он получил новые паровые котлы, а в 1891-92 годах он вновь подвергся капитальному ремонту и котлы опять заменили новыми, видимо гоняли кораблик «и в хвост и в гриву».
Обнаруженный в 2008 году на дне Средиземного моря пароход получил свое имя в честь маршала Франции - Франсуа Сертэна Канробера, в молодости много и славно сражавшегося в Северной Африке. Канробер, будучи уже в генеральских и маршальских эполетах, прошел через три войны (в 1854-55 годах, в Крымскую, был командующим французскими войсками под Севастополем, командовал армейскими корпусами в австро-итало-французской и франко-прусской войнах). Маршал-человек закончил свою жизнь, мирно умерев от старости, в своей постели. А вот губителем маршала-парохода стал боевой корабль, названный в честь не маршала, но генерала.
Имя тому генералу - Луи-Лазар Ош. Французская революция вознесла конюха до командующего армиями, всего в 25 лет Луи-Лазар стал генералом! А дальше как в песне:
«Жил юноша на свете, он родом был из мест,
Где верят и в законы, и в обеты.
Любовь, судьба, измена. Донос, допрос, арест.
И где ты, вера? И свобода - где ты?»

Уже будучи генералом Ош помыкался по тюрьмам, в которых оказывался по доносам своих коллег-полководцев, в одной из тюрем судьба свела его с Жозефиной Богарнэ (той самой). Переворот Девятого термидора, открыл застенки для Жозефины и Луи-Лазара, в общем, случился у них короткий любовь-роман. Потом было много походов и битв во имя спасения революции, была слава одного из двух (еще Бонапарт) самых популярных генералов Французской республики, а в 29 лет молодого полководца убило воспаление лёгких. Это был генерал-человек. Про то, каким был генерал-броненосец, писать не буду, ибо Дмитрий Якимович в своей книге ««Плавучие замки» инженера Уэна», дал весь расклад по этому кораблю.




Теперь о встрече маршала с генералом…




7 июля 1892 года близ островка Планье, распложенного юго-западнее легендарного замка Иф, стерегущего вход в гавань Марселя, проходили маневры французского флота в составе броненосцев Hoche, Amiral Baudin, Amiral Duperré, Formidable, Courbet, Dévastation, Vauban, Duguesclin, Bayard и бронепалубного крейсера Troude. В это же время из алжирского порта Бон в Марсель возвращалось пассажирское судно «Марешаль Канробер». Встреча генерала (броненосец Hoche) и маршала (пароход Maréchal Canrobert) произошла после 06:30, когда пассажирский пароход попытался проскочить под форштевнем броненосца. Французская эскадра шла строем фронта на восток, «Марешаль Канробер» шел ей напересечку, скрытый дымом броненосцев. Около 06:40 броненосец «Ош» рубанул своим таранным форштевнем в левую скулу гражданского судна, практически отделив носовую оконечность от остального корпуса. Тут бы пакетботу и конец, но его агонию решил продлить правый якорь броненосца, зацепив своей лапой левый борт парохода как рыбу на кукан. Такой «счастливый зацеп» дал командиру боевого корабля время организовать спасение пассажиров погибающего судна.




Матросы броненосца спасли 107 человек, погибло пятеро, в том числе трое детей. Спасательная операция длилась около 10 минут и просто чудо, что удалось спасти почти всех, ведь время было раннее и в момент столкновения почти все пассажиры еще спали. Один из первых пассажиров, поднявшихся на верхнюю палубу, до этого спал, не раздеваясь на своей койке, поэтому смог быстрее других узнать причину грохота и сотрясения корпуса парохода. Одного взгляда ему оказалось достаточно, чтобы понять что случилось. Он немедленно вернулся в каюту, чтобы вывести наверх своих жену и дочь, и поднять тревогу среди остальных, он несколько раз проорал: «Быстро вставайте! Мы идем ко дну!». Почти голые люди с дикими воплями ломились из своих кают на верхнюю палубу, багаж и прочее имущество никто даже не пытался взять с собой, ибо время шло на секунды, и это время почти все терпящие бедствие выиграли! Командиры столкнувшихся кораблей приказали поисковым партиям проверить отсеки парохода с целью убедиться, что выживших на судне не осталось. Когда это было сделано, швартовы, заведенные «в помощь» якорю, отдали и «Марешаль Канробер» затонул. С момента таранного удара прошло всего двенадцать минут.

Maréchal Canrobert, wreck, hoche

Previous post Next post
Up