Неудачницы

Apr 28, 2012 10:18

Если «К» - это «Крах», то «Х» - это…?

Как говорили британцы на своем языке: «Единственная хорошая вещь, которую можно сказать про лодки типа К, - они ни разу не вступали в бой с противником».



«K-26»

Для нелюбящего подводные лодки, пожилого солнцевского кота (моего френда), а так же для интересующихся фишлаверов, решил запостить несколько фотографий британских «недо-эсминцев» (подводных лодок классов K и X) .
История их эксплуатации наводит на мысль, что лучшее, что можно сделать с эскадренной подводной лодкой, это заинтересовать идеей ее создания своего потенциального противника.



«Х-1»



Вот такая компашка:
- К-22 (бывшая К-13), положила начало «Битве у острова Мэй», протаранив К-14 (лодкам по чистой случайности удалось избежать гибели в том «бою»), для К-22 «приключения» продолжились в 1924 году, когда она во время выхода в учебную атаку «выпрыгнула» на волнолом Портлендского маяка (!!!), получив при этом серьезные повреждения;
- К-12 одна из участниц «Битвы у острова Мэй»;
- К-2 немало намяла (прикольное сочетание) своих и чужих бортов;
- К-26 - апофеоз подводных лодок класса «К».



«К-22; К-12; К-2; К-26»

Эти люди терпеть не могут К-22 (бывшую К-13), а может быть не любят и свою лодку…



«Экипаж K-14»

В январе 1917 года К-4 села на мель (как писали - без серьезных последствий), а в ноябре того же года К-4, находясь в боевом походе у берегов Дании, протаранила свою сестру - К-1, и снова «четверке» повезло - отделалась незначительными повреждениями, а вот сестренку пришлось затопить, чтоб врагу не досталась . Для К-4 «везение» кончилось в «Битве у острова Мэй», когда ее таранила и потопила К-6, а К-7 «отутюжила» ее уже тонущую (опять сестры!!!), случилось это 31 января 1918 года.



«K-4»

Лодка К-2, дважды «отличилась» (каламбур) в 1924 году - в январе она столкну-лась с К-12 при выходе из базы в Портленде (обеим потребовался доковый ре-монт), после которого, в том же году на учениях флота метрополии, К-2 в надводном положении столкнулась с подводной лодкой Н-29.



«K-2»

Тринадцатый борт просто должен был отличиться чем-то особенным - 29 января 1917 г. лодка затонула в озере!!! Озером британцы называют залив Гэрлох на реке Клайд, в этом месте, тестовое погружение лодки закончилось катастрофой. Причина - открытый клапан системы котельной вентиляции. В кормовых отсеках лодки в момент затопления погибли 32 моряка. Сорок восемь выживших спасли на следующий день при подъеме на поверхность носовой оконечности лодки. Сама К-13 была поднята через шесть недель после катастрофы, восстановлена и введена в строй под «счастливым» номером 22.



«К-13 (будущая К-22)»

В истории К-8 тоже не все было гладко - во время ремонта в Чатеме она пострадала в результате пожара.



«K-8»

К-26 была отправлена на патефонные иголки позже остальных «двоюродных сестер» - в марте 1931 года



«K-26»

К-6, «героиня» инцидента, называемого «Битвой у острова Мэй», таранила и потопила свою сестру - К-4.



«K-6»

Лодка К-6 для меня примечательна еще и тем, что во время «Битвы у острова Мэй» на ней находился (проходил двухмесячную стажировку) будущий Лорд Луис Фрэнсис Альберт Виктор Николас Маутбеттен, последний вице-король Индии, граф Бирманский, в преклонном уже возрасте, погибший в результате теракта, устроенного боевиками ИРА (взорвали яхту сэра Луиса).



«К-6»

Форштевень у лодок типа «К» - будь здоров, как топор, или точнее - колун, но колоть и рубить им довелось только своих…



«K-6»

К-12 - участница «Битвы у острова Мэй»



«K-12»

Лодка К-12 чудом уцелела в «битве» подводных лодок типа «К» у острова Мэй.



«К-12»

В 1924 году и этой лодке довелось «сразиться» со свой сестрой К-2, они столкнулись на выходе из Портленда, ремонт ей потребовался серьезный, но обошлось без жертв.



«К-12»

К-15, будучи отшвартованной к борту HMS Canterbury, 25 июня 1921 затонула в гавани Портсмута в результате перегрева на солнце масла в гидравлической системе и последующего самопроизвольного открывания клапанов балластных цистерн.



«K-15»

После «масляной истории» К-15 была поднята 7 июля 1921года и посажена на илистую отмель близ острова Уэйл. Лодка не оправдала свой девиз: «Хотя я погружаюсь в глубины, я всплываю более прекрасной». В 1924 году ее продали для разборки на металл.



«K-15»

К-16, наверное, как исключение, подтверждающее правило, в связи с катастрофами и авариями, на которые были богаты лодки типа «К», в распространенных исторических изданиях не упоминалась.



«K-16»

К-26 - паротурбинный «недо-эсминец».



«K-26»

Последний ныряющий пароход Империи



«K-26»

К-5 затонула 20 января 1921 в 120 милях к юго-западу от островов Силли во время учений, в которых кроме «Пятерки», принимали участие К-8, К-9, К-15 и К-22. Количество погружений К-5 не совпало с количеством всплытий, лодка погибла в результате провала за предельную глубину и последующего разрушения прочного корпуса давлением воды. В результате поиска было найдено место, где погрузилась К-5. Посреди толстого слоя нефти плавали деревянные обломки, расщепленные на концах. К-9 подобрала их, они были выкрашены красной краской, и с интервалом 18 дюймов промаркированы белыми цифрами. Все, кто служил на лодках типа К, знали, что это бимсы палубного настила над аккумуляторными батареями. Белые номера означали различные ячейки батареи. Это все, что осталось от 57 моряков и их лодки.



«К-5»

К-17 - еще одна лодка, погибшая в «Битве у острова Мэй», ее протаранил крейсер «Фиэрлесс». Субмарина затонула не сразу, экипаж успел ее покинуть, но это не спасло людей от гибели - их изрубили винтами эсминцы, сопровождавшие линейные крейсера. Подробнее о «Битве у острова Мэй» здесь .



«Х-1»

Неудачи преследовали подводную лодку Х-1 в той же степени, как и ее предшест-венниц, так 12 июля 1929 г. во время похода в Средиземном море на лодке произошел сильный взрыв в дизельном отсеке, и она была вынуждена вернуться в базу
в сопровождении крейсера «Центавр».



«Х-1»

В феврале 1930 г. на Х-1 вновь произошел взрыв в дизельном отсеке, при котором шесть человек получили сильные ожоги и ранения.



«Х-1»

Чтобы не искушать судьбу, Х-1 вывели в резерв.



«Х-1»

По возвращении из Средиземного моря, X1 была поставлена в док № 15 в Портсмуте. 26 июня 1931 года, ввиду недостатка рабочих рук на верфи, а может в оправдание репутации неудачницы, во время осушения дока лодка навернулась с кильблоков и завалилась на левый борт под углом 50°.
Была смята обшивка цистерн главного балласта, разрушена уравнительная цистерна, повреждены приводы управления рулями. Лодку не восстанавливали и 31 декабря 1936 года исключили из списков флота. С 12 декабря 1936 по 1937 усилиями компании "T.W. Ward" она была разобрана на металл в Пемброке.



«Х-1»

флот, cruiser-submarine x1, royal navy, субмарина, подводная лодка, submarine

Previous post Next post
Up