Арбель

Jan 23, 2013 12:27



Вчерашний день превзошёл все ожидания во всех смыслах этого слова. Дополнительный выходной день в сочетании с идеальнейшей погодой сделали своё дело и народ, свершив свой гражданский долг с утра, отправился в путь. А от народа отрываться нельзя. большая просьба к нашим политикам на будущее, прежде чем объявлять выборы на какой нибудь день, проконсультируйтесь с синоптиками, уж больно хорошо у вас в этот раз получилось.

Для проведения праздника демократии был выбран   Национальный парк Арбель.
Небольшое лирическое отступление. Ещё пару лет назад там не властвовало управление национальных парков и заповедников, посещение было бесплатным, но сегодня власть поменялась и за вход берут денежку, вместе с этим парк стал ухоженней и упорядоченней, и, опять таки ИМХО, смена власти пошла Арбелю на пользу.

Восточная часть нижней Галилеи, нависающей над Иорданской долиной и озером Кинерет, как известно, это не горы и не холмы, а серия ступенеподобных наклонённых плато, большей частью имеющих вулканическое происхождение. Но самая северная ступенька, именуемая плато Арбель, совершенно неожиданно имеет вкрапление пород осадочных, белых. Их гораздо легче было прорезать воде одноимённого ручья, текущего к национальному озеру и так появилось выдающееся ущелье, называемое арабскою мовою Вади Хамам, разделяющее плато на 2 утёса: Арбель (мы на нём) и Нитай (напротив).




На утёсе Арбель существовал в давнишние времена одноимённый еврейский населённый пункт, в котором проживала девятая из 24 мишмарот кеуна (чред храмовых священников), которые расселились по галилейским городам и весям после разрушения Второго Храма. Чреда священников, проживавших в Арбеле, носило имя Ешуа, и, скорее всего отсюда, еврейская и христианская традиции окутывающие Арбель.

А мы пока пройдём по утёсу.
Под нами бедуинская деревенька Вади Хамам,







еврейский посёлок Мигдаль







и, конечно же, наше народно-национальное, отсюда видно как поднявшееся за эту зиму, озеро Кинерет.




Высота Арбеля 181 метр над уровнем моря, теперь добавим сюда 211 метров сегодняшнего Кинерета ниже уровня моря, и получим вполне приличную высоту.
Ну а теперь полезли вниз,




за мной.




Для спуска в утёс вбиты скобы.




Останавливаемся дабы полюбоваться сверху раскопками Мигдаля эпохи Второго Храма, найденного в 2010 году при раскопке перед строительством гостиницы, инициированного некой христианской организацией.




Под синим навесом, ближайшим к стройке, находится откопанная синагога эпохи Второго Храма, на раскопке которой три года назад довелось побывать мне с легендарным археологом Ицхаки Галем, человеком открывшим в 1967 году Гамлу. Кстати о Гамле, у меня будет для вас некоторое корыстное предложение связанное с ней, но об этом в постскриптуме.

А пока спускаемся ниже, вокруг, прямо как в песне, солнце светит и цикламены цветут.







Впрочем и не цикламены цветут тоже







И вот наконец то мы доходим до пещер.




Когда Ирод Великий вернулся с римскими штыками в Галилею, то поддерживавшим Хасмонеев, жителям Арбеля это сильно не понравилось, а так как судьбу страны тогда решали не киданием в ящик бумажек с глупыми сочетаниями  букв, а с оружием в руках, то жители Арбеля спустились сюда, чтобы создать Ироду достойную оппозицию, в тот момент когда он с римскими солдатами придёт снизу, чтобы уговорить из создать правительство национального единства. Просто они считали, что выше их уже никого и римлянам сверху к ним по утёсу не добраться. Но Ирод великий был матёрым игроком, он посадил римских солдат вот в такие клетки




и, спустив их на цепях с утёса вниз, стал настоящей сенсацией тех выборов.

Ну а мы пойдём дальше













В 16-ом столетии нашей эры, на том же утёсе, семейство галилейских правителей Маан, построило свою, османскую, крепость, известную под названием Калат Ибн Маан, обозначаемую на нынешних картах как крепость Арбель. Крепость одна из аттракций путешествия.





























Народу путешествовало много, и при подъёме на крепость рядом с нами оказались две, вместе путешествующие, семьи с детишками.
Мальчик и девочка, лет 6-7 поднимаются рядом и мальчишка жалуется подружке, мол темновато здесь и неуютно, боязно как то.
- Ну что ты, как маленький,-отвечает она,-вот, посмотри, тут даже мой папа не боится.

Внизу, под крепостью, мной был обнаружен, подрабатывающий в день выборов, хайфский экскурсовод Дуду Кацин с группой, выбравшихся из дому разновозрастных израильтян, большинством из которых были люди сильно пенсионного возраста. Мой респект им.




Теперь спускаемся с крепости обратно на тропу и идём к подъёму. Ради утешения моих френдов, которые голосовали в этот день за заведомо непроходной список делаем утешительный снимок.
Форма, конечно, не та, Но цвет то, но цвет.




И приступаем к самой захватывающей части программы, подъёму.

Опять за мной.










Поднялись.







Теперь в машину и небольшой подскок к самому видному остатку от некогда значительного еврейского посёлка, к руинам синагоги, обнаруженной всё теми же Колем и Ватцингером в начале 20-го века. Правда не сохранившейся так же хорошо, как в Бараме.







А теперь обещанный под катом постскриптум.
Я хочу сообразить в одну из суббот февраля или начала марта, но не позже, поход по Гамле с меркантильными целями. Для этого будет нужна только хорошая сухая погода и мой нерабочий день, с чем, как я понимаю из последних месяцев, проблем не будет. Поддержит ли кто нибудь из вас эту идею своим трудовым шекелем?

Север Израиля, фото

Previous post Next post
Up