Моё увлечение Грецией началось с того момента, когда по совету одной моей ивритоязычной(!) знакомой, я прочитал книгу, написанную по русски и никогда не переводившуюся на иврит. Думаю что многие из вас с ней знакомы. Это потрясающий труд Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". По моему, лучшего путеводителя по Древней Греции попросту не существует. Я немного процитирую из него:
В средней Греции много гор. На горах - пастбища. На одном пастбище паслись козы. Одна коза отбилась от стада, забралась на утёс и вдруг стала там скакать и биться на одном месте. Пастух полез, чтобы снять ее, и вдруг остальные пастухи увидели: он тоже стал прыгать, бесноваться и кричать несвязные слова. Когда его сняли, то оказалось: в земле в этом месте была расселина, из расселины шли дурманящие пары, и человек, подышав ими, делался как безумный.
Испуганные пастухи пошли к жрецам. Жрецы, посовещавшись, сказали: «Это - то самое место, где некогда бог Аполлон убил дракона Пифона, сына Земли. Нужно в этом месте выстроить храм, над расселиной посадить прорицательницу, и она, надышавшись опьяняющим паром, будет предсказывать будущее».
Так был построен храм Аполлона в Дельфах. Считалось, что это самый первый греческий храм - первый дом, построенный для бога, сошедшего с небес к людям. Священные пчелы Аполлона принесли неведомо откуда восковую модель чертога, обнесённого колоннами; по ней выстроили деревянный храм, потом на его месте - медный, потом на его месте - каменный. Все остальные греческие храмы были копией с этого. Здесь жил Аполлон девять месяцев в году, а остальные три месяца жил Дионис.
В середине храма овальной глыбой лежал большой белый камень - «пуп земли». Греки представляли себе землю плоским кругом, а самой серединой этого круга - Дельфы. Говорили, что Зевс, желая найти середину земли, выпустил с запада и с востока двух голубок навстречу друг другу, и они встретились как раз над этим камнем.
Раз в месяц на треножник в глубине храма садилась прорицательница - пифия. Ей задавали вопросы, она отвечала на них несвязными криками, а жрецы перекладывали ее слова благозвучными стихами и передавали спрашивающим. Со всей Греции стекались в Дельфы просители; храм процветал и богател с каждым годом.
Предсказание будущего - дело рискованное. Это, по видимому, понимали не только жрецы, но и спрашивающие. Поэтому вопросы в прямой форме: «удастся ли мне сделать то то и то то?» - задавались редко. Чаще спрашивали: «Что сделать, чтобы мне удалось то то и то то?» Оракул отвечал: «Принеси жертвы таким то богам» или «Заручись поддержкой надёжных людей», и спрашивающие оставались довольны. Если дело все же не удавалось, это значило, что или боги остались недовольны жертвами, или люди оказались недостаточно надёжными, а оракул ни при чем.
Признаться честно, за все мои путешествия по Греции, я так ни разу и не добрался до Дельф, и поэтому считал Олимпию самым крутым археологическим сайтом Греции. Боже, как я ошибался. После посещения Дельф, Олимпия показалась мне настолько убогой и виртуальной, что я даже решил не посвящать ей отдельный пост.
Ну что, пойдём гулять по Дельфам?
И вот он. Омфал. Пуп земли. Место той самой знаменитой авиакатастрофы орлов, запущенных Зевсом. Как человек, то и дело приводящий других людей к другому Пупу земли, могу заметить греческую недоработку. На этом никто не лежит и взасос его не целует.
Лезем дальше вверх. На пути встречаются сокровищницы разных греческих городов-государств. Нужно было где то хранить дары оракулу или как? Афинскую сокровищницу, для наглядности подреставрировали.
Ещё чуть выше лежит камень, с которого пифия бормотала свои несвязные речи.
Я справедливо рассудил, что где то рядом должна быть та расселина из которой выходят дурманящие пары и попытался их унюхать, но тщетно. Быть в Дельфах и не подышать казалось мне полным безумием. Но, увы, греки опять таки упрятали самое вкусненькое для своих, и никакого указателя "дышать тут" не удалось найти даже за отдельную плату. А жаль. Хотя, с тех пор газ мог и закончиться.
Внизу, под дорогой, наблюдались останки гимнасии. Пифия явно была не дурой, если сидела здесь. С её камня открывался потрясающий пейзаж на кучу голых парней, бегавших туда-сюда. Умели же красиво жить древние греки.
Ещё выше по горе, и вот добрались до, если верить древним грекам, до самого древнего Храма. Храма Аполлона в Дельфах
Ну а так как 3 месяца в году в Храме жил Дионис, то прямо над Храмом по склону горы обнаружился театр
И тут я крепко задумался. В Древней Греции ведь проводились 4 вида важных игр. Олимпийские в Олимпии, Немейские там где Геракл прибил льва, Истмийские в Коринфе и Пифийские в Дельфах. Но, чёрт возьми, где на этом крутом склоне Парнаса мог быть стадион. "Спокойно", - ответил мне вдруг попавшийся на глаза указатель, - "стадион ещё выше". В почти сорокаградусную жару ещё выше лезли явно немногие, но мы не привыкли отступать.
По пути наверх встретилась эта шелковица
под которой был сделан привал с обгладыванием её плодов. Тут же к нам присоединилась группа молодых и плохо одетых (не в смысле бедно, просто одето на них было мало чего) американских туристов и туристок, и, производя неизгладимое эстетическое наслаждение, продолжила обгладывать дерево.
Ну вот и стадион,
увы не совсем оригинальный, а сильно перестроенный во 2-ом веке нашей эры большим любителем Древней Греции императором Адрианом, тем самым о котором был этот памятный диалог:
Скажите, Вы еврей?
- Конечно.
- Тогда, как Вы посмели назвать Адриана "одним из величайших римских императоров"?
- А разве это не так?
- Нет! Вы разве не знаете что он подавил восстание Бар-Кохбы?
- Естественно знаю.
- И как после этого Вы можете говорить что он то построил и это построил?!
- Ну.... мне надо как то объяснить вам то что вы видите.
- Вы, как еврей, должны забыть что он это построил, и никому не показывать. А Вы.... А Вы..... Вы никакой не еврей. и его спонсором, афинским олигархом Иродом Атики, который, как известно нашему царю-тирану-строителю не приходился даже однофамильцем.
В Дельфах имеется так же потрясающий музей, но из за ограничений по использованию вспышки фото оттуда вышли не очень. Но я не могу не показать сфинкса,
куретов
и макет Дельф