Козёл из Фонтенбло в Старом Замке или кто обманывает господина Караника?

Feb 07, 2021 14:27

В конце января на Старом замке в Гродно прошло совещание с участием министра культуры Беларуси и председателя гродненского исполнительного комитета. Начальник управления культуры и строительные начальники бодро отрапортовали вышестоящим начальникам о скором окончании работ на первой очереди Старого замка. Уже в начале лета обещают пустить в экспозицию посетителей, восстановив к этому моменту богатые интерьеры и построив много всего интересного. Всё это просто прекрасно, но самое интересное касалось планов по проектированию второй очереди строительства замка. Тут ситуация посложнее.



Новострои на территории Старого замка. Фото из facebook И.Варкулевич


Как уже известно с прошлого года, институт Гродногражданпроект ведёт работы по разработке проекта второй очереди реконструкции здания Старого замка. Замок хотят восстановить на эпоху короля Стефана Батория, который собственно его и перестроил в конце XVI века. В начале 1990-х гг. архитектор Владимир Бачков нарисовал свой проект восстановления замка, однако обосновал его не столько историческими источниками, сколько принципами "золотого сечения" и разными архитектурными фантазиями в тематике итальянского ренессанса.



Вид башни. Фото из facebook И.Варкулевич

Облик Старого замка архитектор искусственно подогнал под архитектурную концепцию Санти Гуччи, известного польско-итальянского архитектора той поры. Стоит сказать, историки опровергают причастность данного архитектора к строительству гродненского замка. На самом деле Старый замок был построен немцем Иозефом Ройтеном - это подтверждается как письменными источниками, так и близкой по стилистике дворцово-замковой архитектурой к XVI в. на территории современной Германии. Со временем проект Владимира Бачкова оброс огромным количеством архитектурных излишеств. Например у дворца Стефана Батория на проекте появился высоченный четырёхметровый аттик (целый новых этаж замка) из разных каменных элементов. Понятно, что проект Бачкова устарел, никак не соответствует исторической правде ни касательно аттика ни других элементов. Но Владимир Караник дословно сказал следующее, чем искренне удивил интересующихся историей гродненцев: "Больших трудов стоит найти в архивах новую информацию. Для большинства коренных гродненцев, что он (замок) был выше на один этаж, это является открытием, потому что никогда этого раньше не говорилось".

image Click to view



Получается, что по поводу наличия у замка третьего этажа кто-то ввёл председателя гродненского облисполкома в полное заблуждение. Вряд ли такую информацию господину Каранику озвучили историки. Скорее это были строители, которые любят как можно больше цемента, буронабивных свай и, конечно, дорогого заграничного песчаника для декораций. Тот факт, что гродненские проектировщики и строители весьма вольно относятся к истории, уже хорошо видно на примере завершаемой первой очереди замка. Тысячи кубометров цемента, залитых прямо в Замковую гору, удерживают башню высотой с эту самую гору и никогда ранее не существовавшую "Каменицу" - пристроенное к башне четырёхэтажное здание.



Вид на "Каменицу". Фото из facebook И.Варкулевич

Старые стены, на которых любили фотографироваться поколения гродненцев, исчезли навсегда, а демонстрация истории сводится к нескольким квадратным метрам аутентичной мостовой времён Витовта. Внутри помещений какие-то сделанные из современных материалов круглые колонны и неимоверное количество декоративных каменных изделий. Это каменный портал входа в часовню над брамой замка, для постройки которой развалили арку входа в помещение, второй этаж галереи между замком и брамой, ради которой разобрали настоящие своды XVII века, огромные, наверное, метр в диаметре, шары на здании и... странный козёл внутри какого-то из новых помещений замка.



Козёл из Старого замка. Фото из facebook И.Варкулевич

Тяжело понять зачем в узкой комнате такой огромный и безумно дорогой козёл, но внешне он крайне напоминает козла... из парижского дворца в Фонтебло, который украшает спальню любовницы французского короля Генриха. Интересно как козёл - явный символ порока и любовных утех оказался в замке христианского короля-аскета?



Декоративная резьба во дворце французского короля. Франческо Приматиччо, вторая половина XVI века

Вообще количество латинских фраз, разбросанных по всему замку - на карнизах, порталах, чаше для святой воды, создаёт впечатление, что мы находимся где-то в древнем Риме или в компьютерной игре Warhammer 40000, а не в Гродненском замке XVI века. В инвентарях нет упоминания о каких-либо надписях на замке, а тем более на латинском языке.



Чаша со святой водой при входе в замковую каплицу. Фото из facebook И.Варкулевич

"Мы не имеем права нарушить аутентичность и историческую правду объекта," - как бы подытожил всю пятничную встречу министр культуры Маркевич. Тут добавить ничего нельзя, ведь именно за министерством культуры будет последнее слово - утвердят ли они проект стройки основного здания замка с анонсированным уже третьим этажом, странной террасой и кучей безумно дорогих и никогда не существовавших (как и третий этаж, и терраса) каменных шариков над зданием. Будем надеяться, что нет, ибо в противном случае на одном из самых важных памятников архитектуры и истории республики можно будет поставить крест. Хотя первую очередь строительства замка минкульт несколько лет назад утвердил. Не без проблем, правда, несколько сотрудников сопротивлялись до последнего, но дело решили по линии совета министров - не переделывать же дорогой проект замка из-за неисторичности какой-то каменицы или лишнего этажа! Похоже сейчас дело идёт по той же схеме: втихаря намалевать полуфантастический проект, а потом продавить его через минкульт. Посмотрим. Ждём когда Гражданпроект продемонстрирует первые варианты проекта замка. А может господин Караник попросит у них эти чертежи обнародовать?!

Стары замак

Previous post Next post
Up