Это в качестве эпиграфа. Остальное прячу под кат, ибо трафик.
Река Плюсса, какой мы ее увидели в первый день нашего путешествия. Я сразу же влюбился в эту реку - тихую, спокойную, задумчивую. Если, как я неоднократно замечал, мои желания действительно рано или поздно сбываются, мне еще суждено пройтись по ней на байдарке.
Женька с моей трубкой в зубах изучает диспозицию. Он не взял с собой сигарет, поскольку в очередной раз собрался бросить курить. В результате сначала мы скурили почти весь мой табак, а потом, когда наконец добрались до магазина и затарились, мне пришлось курить сигареты, хотя я их терпеть не могу.
Маленькое кладбище в лесу. Сюда возят покойников из двух окрестных деревень. Его устроили здесь недавно, поскольку возить в село Прибуж, где церковь, слишком далеко и неудобно - дороги заболочены.
Это чудовище стояло посреди леса, как воплощенная мечта стимпанкера. Я не смог удержаться и полез за темными очками...
Часовня в деревне Ужово. Не очень старая, начала ХХ в. Перед ней памятный знак - перечень местных солдат, погибших в Великую Отечественную. Хотя, как нас уверяли, в часовне висят иконы и люди туда ходят, тропинки к ее дверям совсем не видно.
Река Плюсса при дневном свете. Дубов на Гдовщине довольно много, как возле дорог, так и в чистом поле, один развесистее другого. А камень я сфоткал, поскольку он уж очень похож на камни-следовики, про которые Женька всю дорогу безуспешно расспрашивал бабушек. В других местностях рассказывают про такие камни, на которых будто бы отпечатан след человека - иногда говорят, что это след Богородицы или какого-нибудь святого. Такие камни почитаются, на них льют воду, после чего она приобретает особые свойства. Мистическая сущность этого камня, однако, осталась скрыта для местных жителей.
Родничок, который раньше был почитаемым. Здесь висели иконки, люди считали его воду целебной. Сейчас эту воду просто пьют. Тем не менее, за родничком ухаживают, чистят, и даже положили рядом стаканчик.
Церковь в деревне Крапивно. Она уцелела в войну, поскольку, как нам рассказали, немцы взрывали только те церкви, которые были превращены в клубы и т.п., а те, что остались церквями, не трогали.
На третий день мы наконец добрались до деревни Щепец и обещанного нам гостевого домика. Он оказался очень симпатичным и даже комфортным. Во всяком случае, там была печка и электричество, чтобы заряжать мобильники и аккумуляторы фотоаппаратов - а больше нас особенно ничего и не интересовало. Здесь я смог передохнуть и дать отдых ногам, стертым за героические первые дни, когда нам пришлось пробираться по болотам.
Новодельная часовня в дер. Подсосонье, построенная неким местным толстосумом. Женька, увидев ее, заругался и сказал, что лучше уж вообще не восстанавливать часовни, чем строить такую муру. И действительно, пластиковый сайдинг и черепица смотрятся несколько странно, не говоря уже о том, что местные часовни искони были квадратной формы, а не прямоугольной.
Еще один родничок, бьющий из-под горки, тоже со стаканчиком для питья.
Классический вид. Почти в каждой местной деревне имеется силосная башня, а то и две, и почти на каждой из них виднеется силуэт аиста.
Таких сараюшек и избенок здесь очень много. Вначале сарай был покрыт дранкой, потом дранка прохудилась, начали перекрывать рубероидом, да и забросили... Скоро он совсем зарастет кустами.
Жальник - древнее захоронение славян. Могилы обкладывались валунами, причем в более древних жальниках валуны крупнее. Этот, найденный нами в лесу, могил на 50, Женька приблизительно датировал XV веком. Могилы здесь раскопаны, по-видимому, псковскими археологами. Мы надеялись найти здесь парочку каменных крестов, которые обычно ставили в изголовье таких могил, но кресты, очевидно, утащили куда-нибудь в музей - уж больно они антуражные.
Это картинка из нашего прошлого путешествия по этим местам, в 2007 году. Тогда нам удалось наткнуться на такой каменный крест - он стоял в одной из деревень возле восстановленной часовни.
На участке наших хозяев оказалось множество яблонь, которые как раз цвели. Все-таки, как это ни банально, цветущие яблони - одно из прекраснейших зрелищ, доступных человеческому взору.
Снова Крапивенская церковь. Сейчас ее реставрируют на деньги неизвестного доброхота, но службы внутри уже ведутся. Мы побывали на литургии в воскресенье (как раз была Троица), служили два священника - один из Прибужа (где расположена единственная местная действующая церковь), а второй, кажется, из Гдова. Прихожан было человек десять, и это, как нам сказали, очень много. Нельзя не посочувствовать прибужскому батюшке, который один должен обходить три прихода и совершать требы.
Разрушенная часовня на кладбище в деревне Крапивно, не особенно древняя. Нам сказали, что где-то здесь на кладбище видели древние каменные кресты, но найти их мы не смогли - все слишком заросло. Единственный каменный крест, найденный нами за это путешествие, стоял прислоненный к Крапивенской церкви, но я его снимать не стал, поскольку он был наполовину загорожен лесами.
После службы был накрыт стол, люди принесли к чаю домашние пироги, хлеб, конфеты. Посидели вместе с батюшками совсем по-семейному. Женька, разумеется, тут же вступил в разговор с местными старушками и, судя по его виду, абсолютно счастлив.
Пожалуй, остальное сделаю вторым постом, ради удобства просмотра.