So - So

Apr 03, 2009 20:56




So - So
Thrill Jockey/thrill 130. 2003
1 a (4:13)
2 b (5:21)
3 c (4:14)
4 d (4:16)
5 e (4:26)
6 f (3:48)
7 g (3:06)
8 h (4:26)
9 i (4:31)
10 j (4:36)

Представьте себе какую-нибудь красивую восточную гравюру, запечатлевшую образы размеренной, гармоничной жизни одной из маленьких японских деревушек.
Вы видите её?
Она очень красочна, в ней много деталей и, в то же время, ощущается ни с чем несравнимая строгая, каноническая выдержанность пейзажа.
Что же на этой картине?
Перед нами во всей своей утончённой красе предстаёт классический японский сад. Вот мы видим небольшой пруд с прелестными чёрными утками, вокруг него поляна. На поляне из зелёной травы, цветов и гладких булыжников составлен миниатюрный, аккуратный садик. Вокруг сада раскинулась милая рощица из деревьев Сакуры. Весна пришла, и Сакура зацветает, наполняя картину пышным великолепием своих цветов. На деревьях поют птицы. Зритель, кажется, почти слышит их ангельские голоса. Они прекрасны…
Рядом с прудом мы замечаем небольшую, но очень удобную, крытую деревянную беседку. Рядом с ней стоит милая японская девушка-гейша. Одежда, причёска, макияж выдают в ней верную жену и искусную хозяйку. Она спокойна. Её взгляд преисполнен кротости и смирения. Она стоит в почтительной позе и созерцает красоту своего уютного и величественно-непостижимого мира. Ей хочется петь и она поёт… От чего картина становится ещё прекрасней.
О чём она поёт?
Конечно же о любви. О дружбе. Обо всём хорошем, что есть вокруг или вот-вот появится на свет. Она поёт о человеческой тоске, о неге, растворённой в вечности.
Мы смотрим на картину. Наслаждаемся пейзажем. Слушаем музыку, вдыхаем ароматы незнакомой поэзии, познаём мудрость и величие Востока.
В картине царит гармония и порядок.
Представили???…
Далее. Вы смотрите на картину, и вдруг она резко начинает портиться. Всё перекашивается.
Прекрасные деревья Сакуры и уютная беседка трясутся крупной дрожью, искривляются, разъезжаются в разные стороны. На землю осыпаются ветви с розовыми цветами, навечно погребая под собой ещё живых птиц.
Совсем недавно выглядящий ухоженным и аккуратным, садик крошится в разноцветную кашу, а шумный поток когда-то спокойного пруда заливает его мутной, дымящейся жидкостью. Всё рушится и ломается. Кажется, что сама Реальность трещит по швам и, того гляди, уступит место вселенскому Хаосу.
Появляется неистовый гул и шум. Прекрасное пение гейши тонет в нём, неспособное пересилить стихию. Шум острым сверлом ввинчивается в холст, а гул превращает его гладкую поверхность в изъеденный жестокой эрозией ландшафт.
На девушку обрушивается лавина всеобщего безумия. Её хрупкое и изящное тело разрывается на части, которые тут же раздавливаются камнями и мятежными кусками грунта. В конце концов окровавленные остатки трупа становятся частью новой картины.
Теперь перед нами иное полотно. В нём не осталось и слабого намёка на прежнее устройство. Единственное, что сохранилось - краски и оттенки цветов.
Но что же на ней изображено?
Пейзаж тихой японской деревушки… Только в виде полной противоположности самой себе. Из частей этой деревушки сделали другую, много других... Картина в каждую новую секунду существования меняет конфигурацию, трансформируется. Рисунок разъезжается в разные стороны, лишь за тем, чтобы тут же слиться во что-нибудь новое.
Картина живёт своей чрезвычайно активной жизнью. Из её недр и потайных уголков раздаются бессвязные обрывки мелодий. Но лишь появившись, эти мелодии тут же перекрываются валом глухого шума и скрежета, который разрезается острым лезвием вновь появившихся мелодий.
Робкий и слабый голосок души невинно убиенной гейши протискивается через это безумие и пытается поведать нам о своём несчастье. Но мы не понимаем слов, - они потеряли свой смысл, превратились в пыль. И тут же были смыты свежей волной яркого, весёлого многоцветья.
Таким мне представляется звучание нового проекта немецкого саунд-дизайнера Маркуса Поппа, имеющего минималистичное имя So. В создании альбома “s/t” приняла участие японская певица Эрико Тойода.
Маркус Попп более всего известен по своим проектам Oval и Microstoria, а также ещё более известен по своим наукообразно-культурологическим измышлениям по поводу образа современной музыки. До последнего времени Маркус ратовал за саунд, построенный на основе новейших компьтерных программ синтеза звука без использования ритм-машин. Понятие “музыка” должно было замениться понятием “саунд-дизайн”. Его собственные работы по своей структуре многослойны, аморфны и характеризуются отрицанием какого бы то ни было порядка, композиционности, гармоничности; его трэки похожи на несущиеся вперёд потоки энергии, которая непоследовательно меняет физические состояния. Как и вся современная электроника, Oval бесчеловечен, в нём нет души, теплоты.
2003-тий стал годом, когда электроника запела. Структура трэка теперь почти немыслима без вокала. А сам он всё чаще стремится стать песней. Electroclash, inditronika, post-rock, новый hip-hop, retro-design - именно в этих стилях сегодня реализуются современные концепции электрического звучания, современное мировоззрение душевно свободных людей.
“So ? (т.е., “Ну и что?”) - как бы говорит Маркус, - Вы думали, я не слежу за свежими тенденциям?”
Кстати, So очень напоминает шведско-норвежско-исландскую команду Mum. Скандинавы соединяют душевный nord-idm с живыми струнными и духовыми инструментами. А поверх этого стелется приятно пищащий шёпот вокалистки. Печаль, зимняя тоска и тусклый свет надежды - вот, что такое Mum.
Так и здесь, с той лишь разницей, что в саунде немца начисто отсутствует холодное северное спокойствие и заботливо воссозданная атмосфера уюта. Жизнь бьёт ключом.
So ?!!

рецензии

Previous post Next post
Up