От спокойствия и терпения к раздражению и злобе. Как так? И, главное, почему?

Jul 28, 2021 10:53

Мне всегда казалось, что я спокойный, терпеливый в делах и, в общем-то, миролюбивый человек. Но почему же я порой становлюсь раздражительным и язвительным? Взаимоотношения, неустроенность, нереализованность? Нет.

Злит меня, по большей части, множество мелких обстоятельств. Я решил перечислить некоторые из них, а заодно понять причину злости.

Начнём с цветочков. В любом магазине вы всё время встречаете девятки на ценниках: 79,99; 89,99; 1999 и т.п. Видимо, другие цифры у них кончились. Конечно, я понимаю, что это маркетинговый ход - глаз видит 79,99 (почти 80), а мозг воспринимает как что-то близкое к 70. И цена кажется не такой уж большой. Оптический обман, как говорил в одном старом кино продавец колбасы. А цена товара складывается примерно так: 20 - себестоимость, 40 - цена для магазина, 79,99 - цена на полке. И за 59,99 товар продаётся со скидкой. Злит? Конечно. Ведь 79,99% людей понимают эту механику. Ну, или 59,99% точно.

Мы потихоньку вползаем в век более бережного обращения с ресурсами планеты и вторичной переработки сырья. Потихоньку, потому что кто-то вползает, сортируя мусор и кидая его в разные баки, а кто-то плевать на это хотел. Погуляйте по лесу, парку, вдоль водоёма и увидите, как «бережно» обращаются с отходами наши сограждане. А как брезгливо (нет сил донести до урны) люди относятся к мусору, который сами только что произвели. Откуда берётся это ханжество? Наверное, от первой обезьяны, выкинувшей шкурку от банана?

Вы когда-нибудь обращали внимание на количество упаковки, в которую завёрнут ваш товар? Глядя на увесистые баночки косметических кремов, складывается ощущение, что кто-то покупает упаковку с незначительной примесью товара. Разновидность увеличения упаковки во всё меньшей и меньшей массе единице товара. Пачка масла - 180 грамм (не 200 и не, боже упаси, 250). Гречка, любимая всеми гречка, - 900 граммов. Молоко - не литр, а 970 мл, 950 и даже 920. А особо изощрённые маркетологи (ага, вот они для чего!) переводят миллилитры в граммы - и, пожалуйста, 950 граммов молока. Зачем же наливать литр, когда можно отвесить 950 грамм жидкости (и зачем в школе на физике мы измеряем твёрдое граммами, а жидкость литрами?)?

В Карелии мне посоветовали попробовать местное мороженое. Это был стаканчик массой 70 граммов. В детстве я и 100 граммами не наедался. А тут 70. Но это не предел. Есть, оказывается, и 42 грамма. Наверное, для лилипутов. В аптеках производители лекарств любят играть с пузырьками - зачем разливать настойки в пузырьки по 50 мл, когда можно по 25. Мало? Недоволен? Бери два пузырька и заткнись. Понятно, что это тоже ход - в итоге за нужное количество товара заплатишь больше. И ещё лишних пузырьков переработчикам вторсырья подкинешь - им ведь нечем заняться.

От цветочков к завязям. Если вы ездите на общественном транспорте, то наблюдали такую картину. Из десяти человек только один скучает, остальные девять - в телефонах. Или вы такую картину не наблюдали? Тоже сидели в телефоне и не заметили? Это был подкол. Извините! Вся страна резко подсела на мобильники, без них прямо никак. Они жизненно необходимы. Как сердце, которое качает кровь. Так что же там такого важного и срочного? Хит-парад мобильного контента таков: 1 место - ленты новостей (чаще развлекательные), 2 - переписка в мессенджерах, 3 - игры, 4 - кино и сериальчики. Реже читают книги или играют в шахматы. Человек с бумажной книгой на фоне этих киберлюдей смотрится пещерным человеком.

Вам хватать телефон, когда звонок обрывается? Когда звонили с незнакомого номера? А как вы относитесь к бесконечным обзвонам, чтобы вы: взяли кредит, поучаствовали в опросе, поменяли подходящий тариф на неподходящий, купили услугу, в которой пока не нуждаетесь? Наверное, относитесь плохо. Но они всё равно звонят. И неважно, подходите вы к телефону или нет, ругаетесь в трубку, молчите в тишину или просто сбрасываете. Кстати, вы можете ругаться. А на том конце линии вас будет терпеливо слушать, ну, допустим, робот.

Мы в детстве знали разные матерные слова. Узнавали их на улице, от друзей, подслушивали в разговорах отцов или мужиков за столиками домино. Мы - это мальчишки 1980-х. Сами иногда употребляли между собой эти непривычные слова - испытывали ощущения. Но на люди не выносили. Я до сих пор не выношу ругани в речи и не ругаюсь (чем очень забавлял одного из своих начальников). Так уж я воспитан при наличии несдержанных отцов, мужиков за столиками домино, грузчиков и прочих. Но сейчас уши мои беспрестанно режет - на улице, в транспорте, в общественных местах матерной речи стало больше. Откуда она? Ведь и столиков домино теперь нет, грузчики стали даже вежливее. Парадокс, наверное. А молодёжь даже не ругается матерно, она так разговаривает.

Теперь о ягодках. Как вы догадались, всё мной перечисленное (и кое-что не перечисленное) меня изматывает, раздражает и бесит. А знаете, почему? Потому что это происходит регулярно. Точнее, всегда. Меня (и вас тоже) словно что-то непрестанно испытывает на прочность, дожидаясь, когда вы сдадитесь: купите мороженое массой 70 граммов, побежите за товаром за 59,99, возьмёте кредит, выслушаете по телефону робота или прилюдно облегчите душу в матерных выражениях.

Каждый раз нам противостоит система: маркетинг, «холодные» звонки отделов работы с клиентами, недостатки воспитания и образования, прочее и прочее. Точнее, нам противостоит сразу несколько систем, которые работают с нами, хотим мы того или нет. Им даже не так важно, сделаете ли вы, конкретно вы, что-то или нет. Они работают и работают, потому что многие делают, то, что от них хотят. Побороть эти системы, как побеждал охотник опасного зверя в дикой глуши, не получится. Можете ли вы побороть тяготение? (Вопрос не к космонавтам). Эти системы - чей-то труд и хлеб. Не так давно мне попалось на глаза интервью директора одной фирмы, которая разрабатывала алгоритмы для обучения роботов логике человеческой речи. Чтобы человек как можно дольше не понимал, что говорит с роботом. Чувствуете, как всё серьёзно?

Я понимаю, что у вас немного другой список злости. Пусть. Но вопрос тот же - а что делать? Бороться с ветряными мельницами? Смеяться, когда хочется плакать? Отращивать толстую кожу, если твоя тонковата? Пока не знаю. Но уж, наверное, не покупать 70-тиграммовое мороженое.

общество, заметка, жизнь, раздражение, воспитание

Previous post
Up