Слитность архитектуры с ландшафтом - главное очарование этого города. Его исторический центр
расположился на месте слияния двух рек, Роны (Rhône) и Соны (Saône), на двух высоких крутых
холмах - Фурвьер (Fourviere) и Круа-Русс (Croix-Rousse). Лион необычайно живописен, он дарит
множество сюжетов художникам и фотографам. С его набережных и пешеходных мостов, с
улиц-лестниц и смотровых площадок открываются все новые виды на ярусы крыш и речные дали.
Вид с пешеходного моста Abbe Couturier на правый берег Соны
Лиону более двух тысяч лет. Основанная в 43 г. до н. э. на месте поселения галлов римская
колония Лугдунум была столицей Римской Галлии - обширной провинции на территории нынешней
Франции. Римский амфитеатр на 10 000 мест, в котором сегодня проходят спектакли и концерты,
Одеон (малый музыкальный театр), богатая коллекция находок в Музее галло-римской цивилизации -
эти свидетельства античной истории можно увидеть, поднявшись на фуникулере на холм
Фурвьер. Величайшая ценность Лиона - улицы старого города, которые тянутся между подножьем
Фурвьер и правым берегом Соны.
Улицы старого Лиона
Эти улицы были застроены в эпоху, когда Лион, вошедший в начале 14 в. в состав Франции,
процветал. В 15-м столетии город стал центром торговли и банковского дела (четыре
ежегодные ярмарки, первая во Франции биржа), центром книгопечатания (сотни печатных
мастерских, первая печатная книга на французском языке) и главное - центром шелкоткачества.
В 1466 г. здесь была основана Королевская шелковая мануфактура, а в 1540 г. Лион был
объявлен единственным в стране городом, куда можно было ввозить сырье для производства
шелка. Около трехсот домов 15-16 вв. сохранилось близ кафедрального собора Сен-Жан,
церквей Сен-Жорж и Сен-Поль. Это уникальный комплекс ренессансной жилой застройки,
второй по величине после Венеции!
Ренессансные дворы Лиона
Здесь надо ходить неторопливо, рассматривая детали: круглые эркеры, окна со сложными
переплетами, статуи в нишах, каменных зверей на карнизах, резные деревянные двери. Открыв
такую дверь, мы попадаем в типичный для лионской архитектуры внутренний двор-колодец. В
большинстве дворов есть проходы под домами, которые ведут в такие же дворы на параллельных
улицах. Лионцы называют такой проход «traboule» - от латинского «trans» (сквозь) и «ambulare»
(гулять). Как объясняют историки, «трабули» позволяли быстро и безопасно доставлять ценные
товары и оберегать от дождя и тумана тюки с шелком. Внутренних дворов в Лионе сохранилось
более трехсот, и самые красивые из них сосредоточены в ренессансных кварталах. В течение
дня дворы обычно открыты, в 9 часов вечера - закрываются.
Куда выведет «трабуль»?
Прогулка по лионским дворам и «трабулям», - замечательное приключение! В каждом дворе
встречается какая-нибудь интересная деталь: башня с винтовой лестницей и серпантином
окошек, галерея с арками, лоджия, ниша с завершением в виде раковины, журчащий фонтан…
Куда выведет «трабуль» с готическими сводами и отполированным до блеска каменным полом?
В следующий двор, через который можно выйти к антикварной лавке, книжному магазину,
маленькому отелю или «бушону» («bouchon» называют здесь ресторанчик с традиционной
лионской кухней, в переводе слово означает «пробка»). В "бушоне" стоит пообедать! Лион,
кулинарная столица Франции, славится мясными блюдами. К ним подают местное красное вино
Божоле (Beaujolais), до которого лионцы большие охотники. «У нас три реки - Рона, Сона
и Божоле», - шутят они. В «бушоне» я попросила ключ от туалетной комнаты, и мне
посчастливилось пройти через маленький потайной двор-колодец с далеким небом вверху.
Лионский «бушон»
Что можно увидеть, направляясь в туалет)
В 17 столетии Лион, пережив смутные времена религиозных войн, стал европейским лидером
шелкоткачества. Центр города окончательно переместился с правого берега Соны на узкий
равнинный полуостров Прескиль (Presqu'Ile) между двумя реками. Прескиль - это роскошные
прямые улицы, напоминающие парижские бульвары (при этом лионцы не отказались от
внутренних дворов и «трабулей»), просторные набережные и множество площадей,
украшенных памятниками и фонтанами.
Памятник Экзюпери на площади Белькур
Прямоугольную площадь Белькур (Place Bellecour) трудно охватить взглядом - это одна
и самых обширных площадей Европы (310 х 200 м). Обсаженная по периметру вековыми
каштанами, она похожа на сквер. Под сенью деревьев на ней свободно уживаются такие
непохожие сооружения, как конная статуя Людовика XIV с аллегорическими фигурами рек
Роны и Соны у постамента, павильоны 19 века, цветочный киоск 1920-х гг. и трогательный
памятник уроженцу Лиона - Антуану де Сент-Экзюпери, установленный в 2000 г. к
столетию со дня рождения писателя. Экзюпери в шлеме летчика и его герой, Маленький
Принц, сидят, как двое мальчишек, на высокой стене.
Памятник-фонтан «Лион - прославившим его» на площади Якобинцев
Почтение к великим землякам - в традициях города. Площадь Якобинцев (Place des
Jacobins) украшает сложный фонтан-памятник «Лион - прославившим его» (1877).
Под куполом храма-ротонды стоят фигуры четырех сограждан - архитектора, гравера,
скульптора и живописца.
Башня лионской ратуши
Внутренний двор ратуши
На площадь Терро (Place des Terreaux) выходят парадные фасады красивейшей ратуши
(1652) и дворца Сен-Пьер, в котором разместился музей изящных искусств, уступающий
во Франции лишь Лувру. Вестибюль музея был в 1873 г. украшен изысканными росписями
еще одного уроженца Лиона - художника-символиста Пьера Пюви де Шаванна (его росписи
есть в парижском Пантеоне).
Росписи Пьера Пюви де Шаванна в вестибюле музея. 1873
В 19 веке Лион славился своей школой натюрморта
Доминанта площади - эффектный фонтан (1892, работа скульптора Фредерика Бартольди,
автора нью-йоркской статуи Свободы). Четыре коня с гривами, подобными вспенившимся струям,
бешено рвутся вперед - аллегория французских рек, стремящихся к океану.
Фонтан на площади Терро
Очарование близлежащей площади Прадель (Place Pradel) - в остром смешении стилей. На площадь
выходит обрамленный башнями внутренний двор ратуши - прелестное сочетание позднего
ренессанса и барокко. Высокие крыши ратуши отражаются в стеклянных поверхностях здания
Оперы. Построенная в 1826 г. в неоклассическом стиле, она была в 1992 г. покрыта стеклянным
полуцилиндром на металлическом каркасе из поворачивающихся пластин-жалюзи. Проект одног
о из лучших архитекторов страны Жака Нувеля до сих пор вызывает споры (как стеклянная
пирамида во дворе Лувра и полосатые столбики перед дворцом Пале Рояль в Париже). По всей
площади Прадель установлены суперсовременные скульптуры и фонтаны.
Площадь Прадель
Ратуша отражается в окнах здания Оперы
На полуострове Прескиль много красивых зданий: церковь Сен-Низье, гармонично сочетающая
экспрессивность пламенеющей готики с уравновешенностью ренессанса, театр Селестен,
похожий на нарядную шкатулку, мощная громада больницы Отель Дьё, возведенной в 1737 г.
Жаком Суфло, создателем парижского Пантеона. Над этим богатым архитектурным «партером»
поднимается амфитеатр рабочих кварталов на Круа-Русс, который горожане называют «холмом,
где трудятся».
Больница Отель Дьё
В первые годы 19 века лионец Жозеф Мари Жаккар (Жаккард) изобрел механический ткацкий
станок, на котором можно было производить многоцветные ткани с узорами. (Чтобы управлять
нитью каждого цвета в отдельности Жаккард придумал перфокарту и хитроумный механизм
считывания с нее информации.) Станок Жаккарда произвел революцию в текстильной
промышленности, и Лион быстро освоил производство великолепных узорных материй,
которые в честь изобретателя по сей день называют жаккардовыми. Новый станок был
не в пример больше прежнего, а поскольку ткачи работали в основном дома, для них
понадобились просторные светлые жилища, которые и были построены на холме Круа-Русс.
На радость современным жильцам, в них очень высокие потолкии много больших окон.
Крутые улицы на холме Круа-Русс
Пересев за механические станки, ткачи из ремесленников превратились в пролетариев.
Круа-Русс - колыбель рабочего движения: здесь в 1831 и 1834 гг. произошли первые в Европе
организованные выступления рабочих - те самые восстания лионских ткачей под девизом «Жить,
работая, или умереть,сражаясь», о которых всегда упоминается в школьных учебниках истории.
Двор «Cour des Vorages» на холме Круа-Русс
По крутым улицам Круа-Русс стоит подняться ради открывающихся отсюда видов на город и
ради самого необычного из лионских дворов - «Cour des Vorages» в доме на площади Кольбер
(Place Colbert, 9) .Трудно поверить, что этот дом-коммуна для рабочих был построен в 1830-е гг.:
двор с внешними лестницами-переходами своей функциональностью и конструктивностью
напоминает об архитектуре 1920-х гг.
Вид на холм Фурьвер с базиликой Нотр Дам де Фурвьер и телебашней
Вид на холм Фурьвер с собором Сен-Жан и базиликой Нотр Дам де Фурвьер
Фурвьер нарекли в Лионе «холмом, где молятся». Вершину холма венчает грандиозная базилика
Нотр Дам де Фурвьер с пышно украшенным интерьером. Она построена в конце19 века в
эклектичном византийско-романском стиле. Чуть ниже стоит необычная телебашня - точная копия
верхнего яруса Эйфелевой башни в Париже. Любуясь с высоты холма Фурвьер панорамой города,
осознаешь, что достопримечательности Лиона не ограничиваются историческим центром. В городе
24 музея, в том числе - богатейший музей текстиля и музей истории кино, расположенный в
особняке семьи Люмьер (в Лионе братья Огюст и Луи Люмьер сняли первые в мире кинокадры).
А великолепные парки с розариями, виллы в стиле арт нуво,живописные антикварные,
букинистические и продуктовые рынки на набережных, речная прогулка на катере… С холма
хорошо видна 140-метровая башня-карандаш банка Crédit Lyonnе в новом деловом районе Пар Дьё.
Вид с холма Фурвьер на башню-карандаш Crédit Lyonnе
Некоторые совершенно обычные лионские дома тоже стали достопримечательностями. Более 150
огромных, занимающих иногда весь фасад здания, настенных росписей появились в городе за
последние 30 лет. Росписи-«обманки» создают полную иллюзию реальности: мы видим старый
кинотеатр,книжные полки, сцены из истории Лиона, парк, строящийся дом, окна, которые можно
всерьез принять за настоящие.
Самая известная роспись площадью 800 м кв. находится на набережной Saint-Vincent, 49. На ней
изображены балконы, на которых стоят 25 знаменитых лионцев. Среди них - уроженец Лугдунума
император Клавдий и христианская мученица Св. Бландина, Экзюпери с Маленьким Принцем,
великий физик Андре Мари Ампер и безработный ткач Лоран Мурге. Двести лет назад Мурге,
оставшись не у дел, придумал куклу по имени Гиньоль, с которой выступал на ярмарках.
Уморительные сценки с Гиньолем были проникнуты злободневной сатирой, и вскоре он стал
известен всей Франции, а потом и всему миру. Современные кукольные персонажи, пародирующие
политиков и общественных деятелей, - продолжатели дела бесстрашного Гиньоля. В их числе
были и герои сатирической телепрограммы «Куклы», которая выходила в годы Перестройки
на телеканале НТВ. Шелковый платок и фигурка Гиньоля - лучшие сувениры, которые можно
увезти с собой на память о Лионе.
Мурге и Экзюпери со своими персонажами