усадьба "Самуйлово"

Nov 14, 2013 18:03

Самуйлово (в крепостную эпоху было известно и под названием - Алексияновка) - в 25 км на север от г. Гагарин (Гжатск).
В прошлом - богатая усадьба князей Голицыных. В их самуйловском имении было более 20 деревень, в которых насчитывалось свыше 3,5 тыс. душ мужского пола, более 35 тыс. десятин земли. В Самуйлово находились православная церковь, становая квартира, больница и сыроваренный завод. Ежегодно проводилось 2 ярмарки. Известно замечательным архитектурным памятником - дворцом, построенным по проекту выдающегося архитектора Тома де Томона (в настоящее время сохраняются его руины). До 1885 года усадьба находилась в роде Голицыных, а затем была продана с торгов и неоднократно переходила из рук в руки. Уже в начале ХХ в. она была в запущенном состоянии, и к настоящему времени от обширного усадебного комплекса сохранились в полуразрушенном виде дворец с флигелями, одна из служебных построек, система прудов и заросший парк.



































К сожалению сейчас от усадьбы остались лишь руины, но усадьба всё равно выглядит величественно. Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты не тронули Самуйлово. Маршал Ней был поражен великолепием усадебных построек и даже оставил на одной из стен главного дома надпись, которую перевели так: "Это здание представляет настолько художественное, во всех отношениях, архитектурное произведение, что истребление его огнем не должно считаться делом рук французской армии."

В старину здесь была деревня Алексеевка, принадлежащая князьям Лобановым-Ростовским. Ее-то и купил во второй половине XVIII века вице-канцлер А.А. Голицын, решивший построить для себя достойную резиденцию. Тома де Томон к этому времени выполнял архитектурные работы для герцога Н. Эстергази в Вене. Эстергази и представил молодого архитектора русскому послу в Вене Д.М. Голицыну. Получив от посла рекомендательное письмо к его брату А.М. Голицыну, живущему в Москве, Тома де Томон отправился в Россию, где ему суждено было провести всю оставшуюся жизнь и обрести всеобщую известность.

Попав в Москву, архитектор сразу выехал в имение Голицыных Самойлово (ныне Самуйлово) Гжатского уезда Смоленской губернии. Здесь он спроектировал и построил небольшую одноглавую церковь Пречистой Богородицы. Вероятно, ему же принадлежал и проект дворца. Тома де Томон прожил в Самуйлове более года ( с 17 января 1799 до 31 марта 1800) и уехал в Петербург из-за прекращения строительных работ (умер князь Голицын, затеявший обустройство имения в Самуйлове). в Петербурге архитектор был зачислен на государственную службу и получил заказ на перестройку Большого театра. Работы были выполнены, но в ночь на 1 января 1811 года театр сгорел. Осматривая стены сгоревшего здания, Томон упал со строительных лесов и в 1813 году скончался. Трудно переоценить роль Тома де Томона в истории русского классицизма (вспомним здание Биржи, Ростральные колонны, памятник "Супругу-благодетелю" в Павловском парке и др.)

Самуйлово как первая постройка выдающегося архитектора в России заслуживает особого внимания. Когда-то дворец представлял собой двухэтажное (центральный объем) здание. Позднее к нему пристроили крылья, в которых помещались иезуиты. Здесь же разместили и тайную канцелярию, и католическую церковь. Все это пряталось в подземелья во время нередких ревизий при Николае I. При этом императоре Голицыны были почти в опале, что не мешало им оставаться богатейшими людьми. Только в этом уезде у них было 86000 десятин земли.

Однако, во второй половине XIX века положение изменилось. Князь Павел Алексеевич Голицын был объявлен несостоятельным, а его имение Самуйлово продано с торгов. Новыми хозяевами стали купцы Александров и Комаров, которые продали имение князю Лобанову-Ростовскому. Казалось, наконец Самуйлово вернулось к исконным владельцам, но они вскоре продали имение В. Шульцу. К этому времени имением никто всерьез не интересовался. В 1914 году Г.К. Лукомский, посетивший усадьбу, писал: "Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно, скоро погибнут". Революция положения не исправила, а во время Великой Отечественной войны усадебные постройки пострадали настолько сильно, что уже не восстанавливались. Уцелел лишь один флигель, где еще в 1950-е годы размещалась школа (сейчас тоже разрушается). Парк в Самуйлове был разделен на регулярную и пейзажную зоны каскадом прудов. Все шесть прудов имели свои названия: Самуйловский, Теняевский, Черный, Дворцовый, Нижний, Круглый. Возле прудов росли тополя, черемуха, спиреи. Их заросли и сейчас окружают единственный сохранившийся Нижний пруд, за которым виднеются величественные руины дворца.

Главный дом в Самуйлове производит впечатление настоящего дворца. Двухэтажный главный объем завешался по бокам одноэтажными крыльями с большими полукруглыми окнами, заканчивающимися выступающими корпусами. Один из них уже почти окончательно разрушен. Лучше сохранилось левое крыло, по которому можно составить общее впечатление о парадном фасаде дома. Изначально главный фасад был украшен декором из белого камня, корпуса же "были прелестно обработаны портиками из ионических колонн". Главное украшение фасада, выходящего в сторону бывшего парадного подъезда к усадьбе - полуротонда с четырьмя полуколоннами коринфского ордена. По бокам дом завершался портиками с четырьмя ионическими колоннами.
Такие же портики украшали фасады двух симметричных флигелей. Левый флигель по большей части сохранился, на месте правого - груды битого кирпича.

Лет 30-40 назад в уцелевшем флигеле размещалась местная школа, сейчас внутри настоящая непролазная чаща.
Флигеля соединялись с главным домом полукруглыми открытыми колоннадами, от которых ныне не осталось и следа. Можно только догадываться, как смотрелся парадный двор...
К сожалению, богатое внутреннее убранство дома утрачено, а еще в начале ХХ века оно поражало современников...

архитектура, руины, поездка с клубом путешествуем-оффлайн, поездка яф, осень, смоленская область, гагарин 19.11.11, самуйлово, усадьба

Previous post Next post
Up