Создаётся впечатление у листающего этот журнал обо мне как о ненавистнике самого понятия "демократия". Это отчасти верно, но лишь от неё родимой - части:). Есть демократы, которых я очень и очень люблю. Это демократы музыкальные. В Москве были люди собиравшие музыку и более обширными коллекциями обладавшие, чем я. И тем не менее моя филофоническая коллекция на момент отъезда в Израиль составляла более 7000 наименований. Музыка была у меня всех направлений и жанров.
У филофонистов - суровых обитателей толкучек, обычных совмагов пластиночных, как у любых обладателей потребности гоняться за "дифьцитом" существовал свой профессиональный жаргон.
Пластинки популярных западных исполнителей, выпущенные на вожделенном демократическом и свободном Западе назывались - Фирма. Фирма ценилась очень высоко. Порой было проще купить золотое кольцо, чем пластиночку супермодного исполнителя, сошедшую с конвейера где-нибудь во Франции, Германии, Англии или США.
Пластинки тех же исполнителей, выпущенные в странах соцлагеря назывались - Лицензия. Ценились они также, разумеется, но менее высоко. Особо любили у нас югославские пласты. Они выглядели также, как оригиналы, и отличались только лэйблом, то есть ярлыком "RTB" - Радио и Телевидение Белграда.
А также отличались в выгодную сторону от прочей лицензии качеством "пластмассы". Болгария тоже выпускала приличную продукцию. Но конверты качества были ужасного, и дизайн пластинок был чуть лучше советского. ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия обильно присутствовали на рынке лицензий.
Артисты из стран соцлагеря редко бывали по-настоящему популярными. Чаще всего это были венгерские и чешские группы и исполнители.
Пластинки с записями этих артистов и назывались - Демократы. Ценились они очень низко по сравнению с фирмой и лицензией. Хотя бы и потому, что их много было на оффициальных прилавках. Да и любили их меньше как обычные люди, так и ценителеэстетствующие высоколобые коллекционеры.
Не очень часто можно было услышать на "толчке" речь типа: "Мне вчера подвалило пару пластов демократов. Лучше фирмы любой!" Обычно это касалось венгерских рок групп. Про любимых Омегу или Локомотив ГТ я обильно писал у себя в Журнале. Их пласты расхватывались быстрее горячих пирожков и цена на них была сродни Фирме.
Лично я любил болгарскую рок и поп музыку. Даже сумел выучить язык на приличном уровне по песням вкупе с купленным учебником болгарского языка(давненько не пользовался, забыл как на нём разговаривать).
Ценился очень польский джаз(неизвестно за что), чешский джаз(нууу, такой гениальный саксофонист как Феликс Словачек или гитарист Рудольф Дашек или пианст Иржи Малашек), румынская оркестровая музыка(сейчас вспоминается мне только оркестр под управлением Иона Попеску Гопо).
Польский метал и рок тоже в моде был(что хорошего в Чеславе Ньемене для меня загадка до сих пор). Чешская популярая музыка была у нас известна в основном в виде Карела Гота(замечательного по мне певца). А потому пользовалась малым уважением. Ибо думалось о ней как о клоне советских ВИА.
И как то раз на толкучке обратились ко мне с фразой:"Послушай вот этих демократов, мне из Франции пригнали. Они фри джаз-рок играют, почище американцев твоих"(За месяц до этого разговора преобрёл пару дисков сравнительно дешёвых по 30 рублей Джона Зорна) . И это была поразительная музыка. Порой намного интересснее, даже, чем у Зорна. Этими артистами оказались музыканты чешской полуподзапретной группы The Plastic People Of The Universe.
Они существовали как группа с 1968-1989, а с 1997 года после воссоединения играют и поныне. Их музыка являлась символом борьбы с коммунистическим режимом в Чехословакии, а они сами лидерами музкального авангарда как в отдельно взятой Праге, так и во всей стране.
На формирование группы повлияли события "Пражской Весны" 1968 года. И после подавления чехословацкого антикоммунистического восстания группа и сформировалась. Поначалу их музыка испытывала сильнейшее влияние Фрэнка Заппы и Велвет Андеграунд.
Менеджером группы стал критик литературный и журналист Иван Йирро. Он свёл музыкантов группы с гитаристом Йожефом Яничеком и виолонстом - Ири Кабежем.
В 1970м году правительством страны ограниченна была лицензия на их деятельность.
Менеджер группы Иван Йирро был убеждённым сторонником исполнения рок-музыки на английском языке. В 1972м году он привлёк к работе в группе работавшего в Чехословакии учителем гражданина Канады Пола Вильсона. Его задачей было научить исполнять на английском языке песни, а также перевести тексты их существующих песен на английский. В период с 1970-1972 Вилсон работал в группе в качестве певца. И за это время группа записала на родном языке только две песни. А репертуар состоял в основном из песен Фугс и Велвет Андеграунд.
После того как Вилсон оставил группу к ней присоединился саксофонист Вратислав Брабенек. Группа начала писать тексты песен, основываясь на трудах чешкого философа(его книги по распоряжению правительства были запрещены) нон-конформиста Эгона Бонди, а также на его стихи.
Только в 1974м году они записали свой первый студийный альбом "Egon Bondy's Happy Hearts Club Banned", вышедший во Франции только в 1978м году.
Тысячи людей в 1974м году приехали на концерт группы в 1974м году, но были остановленными полицией. Несколько человек были арестованны.
В 1976м году арестовали уже самих музыкантом за организацию и участие в андеграундном фестивале. Музыкантов обвинили в "организации массовых беспорядков и нарушении мирного течения жизни".
Пол Вилсон был выслан из страны, несмотря на то, что он не работал в группе 1972 года.
В 1978м году, выйдя на свободу, музыканты записали альбом Pašijové hry velikonoční, вышедший в Канаде в компании Пола Вилсона под названием "The Passion Play". Песни были написаны на стихи Вратислава Брабенека. В 1979 году последовал альббом, посвящённый чешскому философу Ладиславу Клима. В 1980м дали живой концерт песни которые составили следующий альбом, записанный студийно только в 1981 и выпущенный в Канаде. В 1982м году Брабенек был выслан из страны и иммигрировал в Канаду. В 1983 и 1986м годах были выпущенными ещё два альбома.
Компания чешская "Глобус" выпустила старые альбомы группы. Группы распалась в 1989м году, но в конце 90-х собралась вновь.
Выступая и поныне, записывая прекрасные альбомы.
Current members
Josef Janíček - keyboards, vocals (1969-1988, 1997-present)
Jiří Kabeš - electric violin, theremin, vocals (1970-1988, 1997-present)
Vratislav Brabenec - saxophone, clarinet, vocals, composition, lyrics (1972-1982, 1997-present)
Joe Karafiát - guitar, vocals, composition (1997-present)
Eva Turnová - bass, vocals, composition (2001-present)[2]
Jaroslav Kvasnička - drums (2009-present)
Former members
Milan "Mejla" Hlavsa (deceased) - bass, vocals, composition, lyrics (1968-1988, 1997-2001)
Michal Jernek - saxophone, clarinet, vocals (1968-1970)
Jiří Števich - guitar, vocals (1968-1970, 1972)
Josef Brabec - drums (1968-1969)
Pavel Zeman - drums (1969-1973, 1977)
Paul Wilson - guitar, vocals (1970-1972)
Jan Jílek - trumpet (1972)
Jiří Šula - drums (1973-1974)
Jaroslav Vožniak - drums (1974-1977)
Otakar Michl - guitar (1977)
Jan Brabec - drums (1977-1988, 1997-1999)
Pavel Zajíček - vocals (1978)
Jaroslav Unger - vocals (1978)
Ladislav Leština - electric violin, theremin (1978, 1980-1986)
Ivan Bierhanzl - contrabass (1978-1979, 2001-2009)
Jan Schneider - percussion (1978)
Josef Rössler - clarinet (1980)
Petr Placák - clarinet (1983)
Václav Stádník - clarinet (1983)
Jan Macháček - guitar (1984)
Vladimír Dědek - trombone (1984-1986)
Milan Schelinger - guitar (1986-1987)
Michaela Pohanková - vocals (1986-1988)
Tomáš Schilla - cello (1986-1988)
Ludvík Kandl - drums (1999-2009)
Non-performing collaborators
Managers
Ivan Martin Jirous (alias Magor)
Pavel Kratochvíl (1969-1970)
Additional lyricists
Michal Jernek
Egon Bondy (poet)
Ladislav Klíma (writer, philosopher)
William Blake (poet)
Jiří Kolář (poet)
Ivan Wernisch (poet)
Karel Hynek Mácha (poet)
Christian Morgenstern (poet)
Milan Nápravník (poet)
Discography
Muž bez uší (live recordings 1969-72)
Vožralej jak slíva (live recordings 1973-75)
Egon Bondy's Happy Hearts Club Banned (1974)
Ach to státu hanobení (live recordings 1976-77)
Pašijové hry velikonoční (1978)
Jak bude po smrti (1979)
Co znamená vésti koně (1981)
Kolejnice duní (1977-82)
Hovězí porážka (1983-84)
Půlnoční myš (1985-86)
Bez ohňů je underground (1992-93)
The Plastic People of the Universe (1997)
For Kosovo (1997)
10 let Globusu aneb underground v kostce (2000)
Milan Hlavsa - Než je dnes člověku 50 - poslední dekáda (2001)
Líně s tebou spím - Lazy Love/ In Memoriam Mejla Hlavsa (2001)
Pašijové hry/ Passion Play (with Agon Orchestra) (2004)
Do lesíčka na čekanou (2007)
Magor's Shem (40 Year Anniversary Tour PPU 1968-2008) (2008)
Maska za maskou (2010)
Сайт группы The Plastic People of the Universe - Magické noci
Click to view