Большие страсти маленькой еврейской общины одного русского города.

Feb 16, 2010 00:32

Никогда бы не подумал, что в "городе невест", как давно кличут Иваново существует до сих дней еврейская община. Но, она существует и есть там евреи. А ещё можно в интернете найти сведения об городе Иваново - как самом антисемитским городе мира нашего времени. А евреи, притом там живут. Герои, если одним негрубым словом.
У общины есть здание общинного центра. Находящееся в жутком состоянии, требующее ремонта, но всё же. Есть и школа и театр. Также, при содействии мэра города Иваново - Александра Фомина и губернатора области Михаила Меня будет построено новое здание еврейского общинного центра. Но так ли безоблачна жизнь евреев Иванова - одной из старейших общин России, как об том рапортует Главный Прикремлёвский раввин России и его свита? ЕСТЬ ЛИ ВООБЩЕ БУДУЩЕЕ У ЭТОЙ ОБЩИНЫ? Впрочем этот вопрос я бы задал иначе: есть ли вообще будущее у еврейских общин в целом и евреев в частности вне Израиля? Жизнь показывает на данный момент правоту Карла Маркса, писавшего о необходимости нашему народу построить государство на своей Земле, дабы не изчезнуть под давлением войн и ассимилляции.
Много интересного рассказывает в интервью бывший много лет руководителем еврейской общины города Эрвин Кирштейн. Трудно заподозрить его в симпатиях к публицистике Карла Маркса, но тем не менее многое перекликается... И ассимиляция есть в городе Иваново и конфликты межнациональные в прокуратурских подстольях расследуются...

Эрвин Кирштейн
Экс - председатель Ивановской еврейской общины

Ходят противоречивые слухи и том, почему вы перестали быть главой ивановской еврейской общины. Одни говорят, что из-за того, что поучаствовали в собрании «Солидарности», другие - что не нашли общего языка с властями. Что произошло на самом деле?
Все гораздо серьезнее. Начну издалека. Я вообще-то рижанин, свободолюбие для меня - один из главных вопросов. Это воспитано и семьей, и национальностью. Считаю, чувство свободы должно быть у каждого человека, а нас подчиняться законам свободы обязывает Тора. Как военный врач я прошел много «злачных» мест, но с таким непониманием еврейства впервые столкнулся только здесь, в Иванове.
Я лично глубоко преклоняюсь перед отцом действующего губернатора, более того, именно труды Александра Меня в 1980-е в значительной мере наставили меня на путь истинно духовного. Не мне судить о чем-либо происхождении, вероисповедании, но с приходом «последней» власти, большинство жителей города связали нового губернатора с евреями, что он родом из евреев . И когда его назначили в регион, народ воспринял его как еврея, и город украсился антисемитскими надписями. Должен сказать, что с прежней властью, хотя она и не так активно пропагандировала дружбу между народами, как сегодня, можно было решать вопросы т.н. межнациональных отношений. К примеру, после статьи Рахманькова «Особенности российского жидовства», появление которой мы не могли оставить без внимания, В.Тихонов сделал все, чтобы дело не было сдано в архив, лично обращался в Генпрокуратуру. А когда конце 2005г буквально в центре города в большом количестве появились антисемитские надписи, мои обращения в прокуратуру и в милицию очень долго не давали никакого эффекта. И только через полгода, когда на первой и единственной встрече М.Меня с религиозными и национальными организациями в 2006 году, я подарил ему фотографии антисемитских надписей в центре Иванова, надписи стали стирать. Никого, конечно, не нашли и, наверное, не искали. Процесс продолжал зреть. Департамент США дважды писал о том, что Иваново - тот город, где прокуратура не хочет бороться с антисемитизмом.
Я подхожу к причине, по которой, как я полагаю, региональная власть мной недовольна. В 2007 году было совершено получившее большой резонанс нападение на раввина. Никакого явного осуждения от местной власти мы не услышали - была имитация осуждения. На заседании круглого стола, посвященного этой проблеме, мэр Иванова Александр Фомин, помнится, заявил, что евреи должны «сидеть тихо и не высовываться». По другому Александру - Александру Ш. (В то время как мы вели довольно активный образ жизни, в основном в культурной области).. И раввин, кстати, приехал сюда служить. Раввина в Ивановской губернии никогда не было, хотя еврейская община существовала до 1906 года. Зато была Еврейская улица в Иванове - в царское время.
Пока велось расследование нападения на раввина, мы чувствовали себя очень неуютно. В чем только нас не обвиняли, в частности, в том, что мы сами виноваты (ходили в национальной одежде). В «сером доме» (здании ФСБ) на мое предложение прийти и рассказать о современном сионизме я услышал тогда бесподобную фразу: «А вы не боитесь, что наши офицеры вас растерзают?»
На мой взгляд, это отношение сегодняшней администрации.

А что вы не поделили с Фоминым?
«Война» с ним началась, потому что буквально с приходом к власти он решил разобраться с Львом Орловским и продать наш молельный дом, не бывший в плане приватизации. История получения этого здания заслуживает отдельного разговора, но мы были благодарны ходатайству Главного раввина России Берла Лазара и губернатора области В.И.Тихонова и решению мэра города Грошева, предоставившего нам развалюху в центре города. Нам удалось создать общинный дом, со многими программами, где удалось продолжить восстановление еврейской жизни. Так было до прихода нового Главы города, который, как говорилось, решил ликвидировать нас в «доме». В прессе этот конфликт широко освещался, в основном мэром. Единственное наше обращение к раввину Стаффоршира, которого мы просили разъяснить бывшему в гостях мэру, что такое антисемитизм. Наше обращение привело, вероятно, к прекращению связей этого графства с администрацией Иваново до определенного будущего. Цена на «дом» росла и достигла, по-моему, 18 млн рублей. Куда только мы не обращались за помощью! В Израиль, мэру Нью-Йорка. До кризиса уже денег не было. Просили передать нам здание безвозмездно, на что мэр ответил, кто «такой Кирштейн, чтобы отдать за бесплатно..»»Мы, конечно, возмутились, сопротивлялись, писали письма ему, в городскую думу, депутату Бабичу. Было обращение Главного раввина России к мэру. В последний год просили губернатора взять дом в областную собственность. В правительстве сначала сказали «да», потом сочли, что это «нецелесообразно».
С сентября прошлого года начались суды, целью которых было принудительно выселить нас отсюда. Дом был выставлен на торги (хотя он представляет историческую ценность и может продаваться или нет - это отдельный разговор). На него претендовали двое предпринимателей, но я сказал им: «Ребята, не ссорьтесь с Богом», - и они не подали заявок. Дом отстоять удалось. Но как - любопытная история. Меня пригласили на местный съезд «Солидарности». Мне, как все новое, было интересно, я пошел. Знаю, что всех, кто выходил с этого мероприятия, фотографировали, и у многих после этого были сложности по бизнесу. Наутро мне позвонили их Москвы, из Федерации еврейских общин и сказали, что есть приказ сегодня же меня убрать. В обмен на дом. Объяснили, что «власть требует». Эта установка исходит, конечно, со стороны наших региональных властей. Было довольно бурное собрание, большинство ситуацию не приняло, но -живем в такое время. Я сложил полномочия, но остался возглавлять автономию. Успокаивали тем, что, мол, подожди, власть сменится… Но я считаю, уходя, надо уходить, чтобы не мешать оставшимся евреям. После того, как я сложил свои полномочия, по дому было заключено «мировое» соглашение между городской администрацией и новым руководством общины о продолжении прерванной аренды дома. - . Сделка состоялась. «дом взамен на голову Кирштейна», как неоднократно утверждали на собрании. Обещано восстановить нарушенные коммуникации - лишь бы не было Кирштейна
Насколько вам необходимо понимание и взаимодействие с городской и областной властями? Вы разве не существуете совершенно автономно?
Как бы не грубо сказать… Надо было сохранить общинный дом. Понимаете, мы власти не нужны. Видимо, из-за этого в прошлом году был оставлен без внимания визит Первого секретаря посольства Израиля в России. Фомин ни разу не посетил наш дом, хотя Тихонов и Грошев бывали неоднократно. Наши многочисленные мероприятия проходят без настоящего внимания властей - прибегают клерки - приносят приветствия и убегают - неинтересно.

Зачем вам внимание со стороны властей?
Этот проявление уважения. Я требую, меня (не лично меня, но тех, кого я представлял) уважали. Без нормальных отношений между представителями разных национальностей и разных вероисповеданий невозможно развитие. Знаете ли вы, что Иваново известно как антисемитский город в мире? Что две ивановские семьи по этой причине получили политическое убежище в США? Вам приятно жить в таком городе?.. Никто не заставляет, но отстаивать права все-таки надо. Не только ходить под едиными флагами. Сколько людей с еврейскими корнями в городе, не знает никто, но мы знаем, что люди не хотят «светиться» -как в советские годы - наверно, тысяч десять.

Вы упрекаете власть в том, что она не обращает на вас внимания. Но в то же время создан Дом национальностей, много говорится о национальной политике.
«Говорить - не жениться». В чем ее смысл - создать дом, чтобы было, где отметиться? Куда пока входит до 40 человек. История с перевыборами Ассамблеи - особая история.
Национальная политика - это жизнь каждый день. У нас год нет отопления. Мы ничего не просили у власти, когда восстанавливали этот заброшенный дом - все делалось благодаря энтузиазму людей.

А вам не спокойнее, когда на вас не обращают внимания? Иногда оно обходится слишком дорого…
Спокойнее, но это неправильно. Обращают внимание на тех, кто дружит с властью, имеет деньги, делится.

Хорошо, задам вопрос по-другому. Почему евреи всегда требуют к себе особого внимания?
Вопрос из-за незнакомства с историей нашего народа. И основная беда ивановцев - отсутствие национального воспитания. Многого не знают, многого не хотят знать. Может, вспомните о национальных (межнациональных) передачах в последние годы. Например, бывшие в течение 3х лет еженедельные передачи по радио, в частности, о мусульманских и еврейских традициях тоже закрыли год назад.
Знаете ли, что почти четверть нобелевских лауреатов тоже мои соплеменники?
Мы всю жизнь были гонимы. В средние века евреев обвиняли в том, что для приготовления мацы они используют кровь младенцев (и до сих пор говорят об этом в школах!). А вы знаете, что Богдан Хмельницкий утопил в Днепре сотни тысяч евреев? Мы - народ, который мытарствовал, в том числе и в советские годы, пережил Холокост. Люди страдали и умирали только за то, что они евреи. Семью моей матери заживо сожгли в рижской синагоге. Вы, наверное, знаете, что мне на двери дома нарисовали свастику. Знаете, какой ответ пришел из милиции? Что это не является антиобщественным действием!

Хорошо, с национальным воспитанием и знанием еврейской истории и у нас в обществе большие проблемы. А каково ваше отношение к тому, что всерьез обсуждается введение преподавания православия в школах?
Я за то, чтобы массово преподавалась история всех религий в духе культуры. А если смотреть с точки зрения истории религий, иудаизм возник 3,5 тысячи лет назад и являлся ведущей религией, а христианство - в III веке нашей эры, мусульманство - в VII веке. Естественно, мы встречаем в этих религиях множество созвучий с тем, что написано в наших святых книгах. Об этом не дискутировать надо, а изучать. Не зная мировой истории, не оценить мировую культуру.
А с приходом новой власти в Ивановской области разрушены все межконфессиональные связи. Я имею власть не только светскую, но и религиозную. При уважаемом о.Амвросии мы часто собирались, и он был одним из первых, кто высказался за то, чтобы наш молельный дом оставили в покое.
У нас не стало межконфессионального совета, который раньше периодически собирался . . Его задача - решать проблемы, которые возникают. То есть, нет инструмента мирного урегулирования возникающих конфликтных ситуаций. Мы проходим мимо друг друга.

А кто должен быть инициатором создания такого инструмента?
Власть.

Не идете ли вы против течения? Весь мир, кажется, все больше «перемешивается» и по расам, и по национальностям, а вы все стремитесь существовать обособленно.
Понимаете, евреев как нацию сохранила именно религия. Но я не вижу будущего у еврейства в Иванове дольше, чем на ближайшие 5-10 лет. По еврейскому закону, евреем считается тот, у кого мама еврейка (еще один путь, которым можно прийти в иудаизм - долгое обучение). Наши родители очень следили за тем, чтобы мы сохраняли свое еврейство, сейчас к этому относятся проще. Еще одна серьезная проблема - еврейская молодежь после получения образования уезжает в Израиль. Когда мой старший сын поступал в Рижский медицинский институт, ему открыто сказали: «Нам надоело готовить врачей для Израиля». Нет молодежи - нет будущего. Это очень больно. Но пока есть хотя бы 10 евреев, которые собираются читать молитву, такой центр, как наш молельный дом, Иванову нужен. Кстати, во всей еврейской прессе мира озвучена фраза из Иванова «дадим им трамвай - пусть молятся». Может, знали, что трамвай окажется тоже не нужным …
А Вас не смущают осложнения, которые вызовет у Вас этот материал?...(эта фраза не осталась в журнале )

Россия, Ссылки, Евреи

Previous post Next post
Up