Мастера из былых времён создавали свои порой шедевральные творения не имея доступа к современным станкам для лазерной резки , 3 D -принтерам или к принтерам для печати на любой поверхности , как и к другим видам современного оборудования . Не было у них иных возможностей и работали они руками вырезали из дерева , создавали из кожи , лепили из глины ... Таких красивых изделий много во всех мировых музеях и эти изделия также достойно изучены и описаны всеми искусствоведами и прочими исследователями .
Как быть и что дальше делать ? Мы посещаем
музеи и любуемся некоторыми экспонатами беря их за основу нашего творчества , но должны ли мы их только копировать или учитывая современные реалии можем вносить изменения в их дизайн и конструктивные особенности ? Наверное всё же придется учитывать , что изделия традиционных народных промыслов и ремёсел сейчас часто ( или почти всегда ) изготавливаются современными инструментами , на современном оборудовании и с использованием разных современных материалов , что уже не позволяет ставить их в один ряд с изделиями из прошлого . Но сейчас это вполне сложилось , устоялось , а поэтому не нужно делать из этого глобальной проблемы , ибо дальше будет ещё более иначе .
Наверное в будущем все же придется изменить критерии по определению изделий произведенных ручным способом , так как раньше не было столь развитого туризма , а следовательно и не было потребности в таком большом количестве сувенирных изделий и продукции народных промыслов и ремесел . Станок для лазерной резки и гравировки позволяет создать за один рабочий день более 150-200 штук средних сувенирных магнитов так любимых многими туристами ввиду своей доступной цены - считать ли это ручной работой ? Наверное нет , ведь столько не сделать за день при истинно ручной работе . А вообще имеет ли смысл их делать вручную при их невысокой цене и массовой конкуренции с подобными красивыми изделиями из Китая ?
Всё больше убеждаюсь , что истинно ручная работа в современных условиях не выживет , без господдержки - рентабельность у нас низкая и с массовым производством изделий имитирующих " народное творчество " нам тягаться нет смысла . Изделия изготовленные на станках в заводских - фабричных условиях действительно очень красивы , доступны по цене и столь массовые по количеству , что их можно раскидать по сотням киосков и магазинов , а затем собрать хорошую прибыть . А мастера НХП столько не смогу сделать , что бы наши изделия продавались в каждом киоске и магазине .....
Думаю , что сейчас именно тот период , когда поддержка мастеров НХП со стороны государства должна усилиться , а сами мастера должны быть признаны не только производителями , но и хранителями традиционной культуры определенного региона или народа . Возможно именно гранты должны стать этой поддержкой , так как если конкуренция с фабричными имитациями изделий НХП усилится , то проигравшими в ней будут именно мастера , а не сектор заводских производителей . Мы не можем бесконечно снижать цены на свои малотиражные изделия созданные действительно ручным трудом , а недорогая фабричка всё больше давит нас своими дешевыми ценами ....
Заметил и выявил методом опроса , что многим покупателям почти нет никакой разницы как создан красивый сувенир - посредством традиционной ручной работы или на современной сувенирной фабрике . Большинству покупателей более важна красота изделия , как оно упаковано и насколько доступно по цене .
Теперь немного об искусствоведах - работайте , я не против ! Но если сами не творите руками , то не критикуйте попросту всё , что отклонено от каких то канонов , а описывайте это и раскрывайте суть происходящего , если нет в этом ошибок явных .
За годы своей деятельности я получил немало критических замечаний и разных "полезных " писем , но я ведь занимаюсь творчеством , а не просто копированием того , что было создано ранее , а ныне является эталоном для подражания и отступать от этой правильности как бы нельзя вовсе ....
Сам я по второму университетскому образованию историк-искусствовед и поэтому вполне догадываюсь , что фино-угорский орнамент не совместим на одном изделии с элементами тюркских или исламских узоров , а остальное уж оставьте на моё творческое усмотрение . Критиковать и пытаться мудрствовать - это полезно , но ещё более полезно и даже почётно - уметь что то создавать и творить руками своими , что к тому же ещё не так легко , как может показаться некоторым критикам ...
К тому же мастера создавая новые изделия и разрабатывая новые направления в НХП поддерживают этим искусствоведов обеспечив их новыми материалами для изучения - ведь нельзя же бесконечно анализировать и описывать раритеты из былых времен , а нужно создавать новое , воплощать свои идеи , что бы и наши изделия привлекли в будущем внимание искусствоведов и стали примером для эпохи когда возможно уже никто не будет заниматься ручным трудом ........
В общем разных дел и идей много и надеюсь , что всё задуманное успею воплотить , а затем придумать ещё что то новое и успеть это воплотить .....)))))