Кожевенное производство в Узбекистане. Часть 2.

Mar 12, 2013 16:16

 
Лихие 90-е годы изменили многое как в личной жизни наших сограждан, так и в различных направлениях производственной деятельности . Коснулось это и кожевенную отрасль Узбекистана.  После отступления социализма и легализации частного производства  многие семейные надомные производители начали свой путь роста и расширения. Связано это было также и возросшим спросом на кожу ввиду открытия различных мелких производств по изготовлению  галантерейных изделий , одежды и обуви.
  Наиболее крупные  и известные предприятия этой отрасли  работавшие    с советских  временмедленно угасали ввиду изменившейся ситуации и своей неповоротливости . Флагман отрасли - фабрика "ОРЗУ" одно из крупнейших кожевенных предприятий  изготавливавшее как саму кожу , так и большой ассортимент различных изделий из нее ( боксерские перчатки, сумки, различные галантерейные изделия , ремни,  военную амуницию и  т.д.) продержалось до начала 2000 годов. Ташкентская фабрика  кожгалантерейных  изделий прекратило свою деятельность еще раньше. Крупнейшая в регионе  Ташкентская обувная фабрика  снабжавшая добротной обувью половину Средней Азии  сначала распалась на отдельные самостоятельные цеха, а потом после продажи основного здания и вовсе прекратило свою  деятельность. Другие крупные  предприятия производившие готовую продукцию  либо были закрыты .либо на их базе были организованы производства с участием иностранного капитала  для совместного изготовления обуви и т.д.

С закрывшихся или обанкротившихся предприятий   инвентарь, оборудование , расходные материалы были разделены между  мелкими производителями выкупившими их или получившими на других условиях. С этого момента и по сегодняшний день в этой сфере работают теперь либо небольшие цеха удовлетворяющие местные  профильные производства , либо  минизаводы  с участием иностранных владельцев поставляющую произведенное кожаное сырье на экспорт  для изготовления одежды , обуви и различной галантереи.
  Кожу в виде сырья для дальнейшей обработки  цехам поставляют  скотобойные комплексы , а также  этот промысел  ведут много самостоятельных индивидуалов. Поступившие шкуры в цехах обрабатывают по полному циклу - мездрение , золение , дубление .  Видов дубления  и разных рецептов выделки имеется много и определяется потребностями, традициями, регионами производства.  На этом этапе кожа выглядит не особо привлекательно , что впрочем фактический недоступно взору обычных потребителей.  Завершающими операциями по выделке кожи является додубливание ,крашение и жирование.  После всех пройденных операций и до самого процесса крашения кожа имеет белесо-голубоватый оттенок как на прикрепленных фотографиях.
 Оставшегося с советских времен оборудования надолго не хватило . Естественный износ механики  учитывая
воздействие используемых  химикатов (щелочи, кислоты и прочие активные вещества) в кожевенной отрасли имеет короткий цикл , требует не только профилактики ,но и периодического полного обновления . Что то в период неразберихи 90-х годов научились делать на месте , а что то к концу 90-х научились завозить из Турции и Китая. Особо интересны огромные барабаны ( как на снимке ) для завершающей обработки кожи , которые научились делать местные кокандские  ( город Коканд) мастера по дереву.  Именно древесина позволяла использовать разные агрессивные  химикаты для более менее продолжительного срока работы. Ну а сейчас такие барабаны завозят из Китая и выполнены они из металла с каким то напылением для защиты.
 
Различные станки - строгальный (по выравниванию толщины кожи ), шерфовальный , измерительный ,для крашения и прочие теперь завозятся только из Китая ввиду доступных цен и таможенных льгот для приобретенного производственного оборудования .
  Но при всем при этом работает также немало частников в надомных условиях. Может это и вредно, но промысел то традиционный - вот и держится пока. Дома у них никакого оборудования нет, а выполняется все по старинке ручным способом . Что то вымачивается  в небольшой деревянной бочке, а что то красится в тазу - вот и все производство. Но это опытные мастера имеющие свои особые секреты передававшиеся из поколения в поколение. Так что они могут сделать такую кожу притом не завышая цену и не требуя большой партии ,за которую  в цехах и не возьмутся вовсе ввиду хлопотности и невыгодности заказа.
 
Такие вот мастера надомники выполняют и мне заказы по чисто растительной коже , когда такая бывает нужна. Узбекский национальный музыкальный инструмент - дойра ( бубен ) изготавливается из специальной кожи пергаментного типа , которую также никто кроме таких вот мастеров надомников не берется делать. Действительно , такой кожи особо много и не надо - она идет только на светильники и музыкальные инструменты , поэтому держать  компоненты, подбирать шкуры  что бы один -два раза в год изготовить 5 000 - 10 000 кв.дм.  в условиях цеха  не будет никакой заинтересованности. В общем у каждого  имеется своя ниша , своя специфика и свои заказчики. Наличие конкуренции позволяет при необходимости лавировать между разными производителями подбирая себе оптимальные условия для выбора материала.

При выравнивании толщины кожи на специальном станке остается много мелкой стружки , как на этом вот снимке. Это совсем не мусор , а  основной компонент для изготовления  рециклированной кожи. Различные обрезки натуральных  кож  перемалывая превращают в волокнистый порошок , который затем с добавлением специального латексного клея раскатывают в обычные кожаные пласты придавая любую требуемую фактуру. Рециклированная кожа по прочности ( но не износостойкости ) , эластичности и запаху фактический идентична натуральной и не каждый специалист ( а потребитель тем более ) может понять , что эта кожа не настоящая.   Такая кожа  очень дешевая  - вот и основной секрет многих ( китайских и прочих )  кожаных изделий и сувениров по очень дешевой цене.
Также такая кожа интересна тем , что при раскатке и формовке  ей можно легко придать  вид крокодильей или еще какой либо кожи раскатав по специальной фактурной форме , а потом соответственно раскрасив. Если например кто то сталкивался с тем , что приобретенная обувь быстро трескалась и рвалась на месте сгиба ступни - то это и есть изделие из такой вот  рециклированной кожи .
  В продолжении данной темы я расскажу о некоторых традиционных изделиях из кожи в Узбекистане, о участии узбекских  цеховиков  в Московской Олимпиаде -1980 , а также о текущих проблемах современного кожевенного производства в Узбекистане. Окончание  следует !!!

узбекские сувениры, производство кожи, heritage village . workshop, кожаные сувениры ручной работы, кожевенный завод, как тиснить кожу, кожаные изделия, leather handmade

Previous post Next post
Up