Лихие 90-е годы изменили многое как в личной жизни наших сограждан, так и в различных направлениях производственной деятельности . Коснулось это и кожевенную отрасль Узбекистана. После отступления социализма и легализации частного производства многие семейные надомные производители начали свой путь роста и расширения. Связано это было также и возросшим спросом на кожу ввиду открытия различных мелких производств по изготовлению галантерейных изделий , одежды и обуви.
Наиболее крупные и известные предприятия этой отрасли работавшие с советских времен
медленно угасали ввиду изменившейся ситуации и своей неповоротливости . Флагман отрасли - фабрика "ОРЗУ" одно из крупнейших кожевенных предприятий изготавливавшее как саму кожу , так и большой ассортимент различных изделий из нее ( боксерские перчатки, сумки, различные галантерейные изделия , ремни, военную амуницию и т.д.) продержалось до начала 2000 годов. Ташкентская фабрика кожгалантерейных изделий прекратило свою деятельность еще раньше. Крупнейшая в регионе Ташкентская обувная фабрика снабжавшая добротной обувью половину Средней Азии сначала распалась на отдельные самостоятельные цеха, а потом после продажи основного здания и вовсе прекратило свою деятельность. Другие крупные предприятия производившие готовую продукцию либо были закрыты .либо на их базе были организованы производства с участием иностранного капитала для совместного изготовления обуви и т.д.
С закрывшихся или обанкротившихся предприятий инвентарь, оборудование , расходные материалы были разделены между мелкими производителями выкупившими их или получившими на других условиях. С этого момента и по сегодняшний день в этой сфере работают теперь либо небольшие цеха удовлетворяющие местные профильные производства , либо минизаводы с участием иностранных владельцев поставляющую произведенное кожаное сырье на экспорт для изготовления одежды , обуви и различной галантереи.
Кожу в виде сырья для дальнейшей обработки цехам поставляют скотобойные комплексы , а также этот промысел ведут много самостоятельных индивидуалов. Поступившие шкуры в цехах обрабатывают по полному циклу - мездрение , золение , дубление . Видов дубления и разных рецептов выделки имеется много и определяется потребностями, традициями, регионами производства. На этом этапе кожа выглядит не особо привлекательно , что впрочем фактический недоступно взору обычных потребителей. Завершающими операциями по выделке кожи является додубливание ,крашение и жирование. После всех пройденных операций и до самого процесса крашения кожа имеет белесо-голубоватый оттенок как на прикрепленных фотографиях.
Оставшегося с советских времен оборудования надолго не хватило . Естественный износ механики учитывая
воздействие используемых химикатов (щелочи, кислоты и прочие активные вещества) в кожевенной отрасли имеет короткий цикл , требует не только профилактики ,но и периодического полного обновления . Что то в период неразберихи 90-х годов научились делать на месте , а что то к концу 90-х научились завозить из Турции и Китая. Особо интересны огромные барабаны ( как на снимке ) для завершающей обработки кожи , которые научились делать местные кокандские ( город Коканд) мастера по дереву. Именно древесина позволяла использовать разные агрессивные химикаты для более менее продолжительного срока работы. Ну а сейчас такие барабаны завозят из Китая и выполнены они из металла с каким то напылением для защиты.
Различные станки - строгальный (по выравниванию толщины кожи ), шерфовальный , измерительный ,для крашения и прочие теперь завозятся только из Китая ввиду доступных цен и таможенных льгот для приобретенного производственного оборудования .
Но при всем при этом работает также немало частников в надомных условиях. Может это и вредно, но промысел то традиционный - вот и держится пока. Дома у них никакого оборудования нет, а выполняется все по старинке ручным способом . Что то вымачивается в небольшой деревянной бочке, а что то красится в тазу - вот и все производство. Но это опытные мастера имеющие свои особые секреты передававшиеся из поколения в поколение. Так что они могут сделать такую кожу притом не завышая цену и не требуя большой партии ,за которую в цехах и не возьмутся вовсе ввиду хлопотности и невыгодности заказа.
Такие вот мастера надомники выполняют и мне заказы по чисто растительной коже , когда такая бывает нужна.
Узбекский национальный музыкальный инструмент - дойра ( бубен ) изготавливается из специальной кожи пергаментного типа , которую также никто кроме таких вот мастеров надомников не берется делать. Действительно , такой кожи особо много и не надо - она идет только на светильники и музыкальные инструменты , поэтому держать компоненты, подбирать шкуры что бы один -два раза в год изготовить 5 000 - 10 000 кв.дм. в условиях цеха не будет никакой заинтересованности. В общем у каждого имеется своя ниша , своя специфика и свои заказчики. Наличие конкуренции позволяет при необходимости лавировать между разными производителями подбирая себе оптимальные условия для выбора материала.
При выравнивании толщины кожи на специальном станке остается много мелкой стружки , как на этом вот снимке. Это совсем не мусор , а основной компонент для изготовления рециклированной кожи. Различные обрезки натуральных кож перемалывая превращают в волокнистый порошок , который затем с добавлением специального латексного клея раскатывают в обычные кожаные пласты придавая любую требуемую фактуру. Рециклированная кожа по прочности ( но не износостойкости ) , эластичности и запаху фактический идентична натуральной и не каждый специалист ( а потребитель тем более ) может понять , что эта кожа не настоящая. Такая кожа очень дешевая - вот и основной секрет многих ( китайских и прочих ) кожаных изделий и сувениров по очень дешевой цене.
Также такая кожа интересна тем , что при раскатке и формовке ей можно легко придать вид крокодильей или еще какой либо кожи раскатав по специальной фактурной форме , а потом соответственно раскрасив. Если например кто то сталкивался с тем , что приобретенная обувь быстро трескалась и рвалась на месте сгиба ступни - то это и есть изделие из такой вот рециклированной кожи .
В продолжении данной темы я расскажу о некоторых традиционных изделиях из кожи в Узбекистане, о участии узбекских цеховиков в Московской Олимпиаде -1980 , а также о текущих проблемах современного кожевенного производства в Узбекистане. Окончание следует !!!