Точнее, конечно, не Running City, а
City Safari - городское ориентирование на общественном транспорте в городе Веллингтон, спонсируемое местными транспортными компаниями.
В прошлом году мы пропустили это замечательное мероприятие, печали нашей не было границ, так как Бегущий Город (а также Побеги и прочие вариации) - наши любимейшие соревнования в России. В этом году, по счастливому стечению обстоятельств, мы-таки заявились заранее и поучаствовали в первом для нас "заморском" Бегущем Городе.
City Safari организуют ориентировщики из пригорода Веллингтона Lower Hutt с 2004 года при содействии множества компаний и контор, включая мэрию Веллингтона. Формат соревнования - рогейн (у каждого контрольного пункта (КП) есть некоторая стоимость в баллах, за ограниченное время нужно собрать наибольшее количество баллов), средства передвижения - пешком/бегом и на общественном транспорте, который в Веллингтоне состоит из: автобусов, канатной дороги, паромов и пригородных поездов. Формат задания КП как в ориентировании - на старте выдается спортивная карта с отмеченными КП и легенда. Формат взятия КП - как в БГ - при помощи простого вопроса о фактическом месте - например, посчитать количество гаек в основании столба или прочитать, в каком году умер маорийский вождь, которому поставлен памятник. Команды могут состоять из 2-5 человек и попадать в следующие категории: семейная, женская, школьная, смешанная, бизнес и открытая. В 2004 году в соревнованиях приняло участие всего 80 человек, в 2011 - около 500, несмотря на дождь и сильный осенний ветер. Для Веллингтона (население около 400 тысяч со всеми пригородами) это очень порядочное количество! Стоимость участия - 30 НЗ долларов с каждого взрослого участника.
Наша команда - the Larkins - заявилась в категорию Family, кстати самую многочисленную из всех категорий(!), в 3-х часовой ее вариант. Мы приехали к месту старта - Queen's Wharf - к началу регистрации, около 11 часов. Ночная буря как раз начала смягчаться и дождь заметно поредел. Тем, кто бежал 6 часов, повезло меньше, они стартовали в 9 утра и все утро бегали под дождем. При подходе к месту старта на глаза стали попадаться картины, совершенно типичные для соревнований по городскому ориентированию (картина "попы" или "планирование маршрута"):
В отличие от БГ, карта и легенда тут выдается сразу при регистрации и у команды есть время спланировать маршрут заранее. Помимо двух комплектов карт с легендами и бланка для записи ответов, на старте нам выдали манишки (каждому, кроме малыша) и проездные (!) на все виды транспорта на сегодня. (Представляете, сколько народу участвовало бы в БГ Москва, если бы там выдавали бесплатные проездные на весь день!?) Мы принялись все это изучать:
Соревнования начались за 30 минут до основного старта - с пролога. За 15 минут нужно было обежать несколько КП в районе старта:
Зачем он проводился, мы не очень поняли. Может, чтобы показать новичкам, как оно будет, но в маленьком масштабе. В соревнованиях, где мы встречали Пролог раньше, он устраивался для того, чтобы "рассеять" команды при общем старте. Но здесь все участники Пролога возвращались обратно на старт.
Пред-проложного брифинга мы не слышали и поэтому не знали, что нужно было уложиться в 15 минут. Спокойно прошлись пешком, взяли несколько пунктов и вернулись на старт, где наш контрольный листок попал в корзину "+3", что означает "вы опоздали на 3 минуты, с вас минус 30 очков". Так что насобирали мы 45, а получили в результате только 15.
Понравилась система обозначения КП на карте. Название состоит из двух знаков. Первый - цифра (от 1 до 8), означающая баллы за КП в десятках, второй - обозначение самого КП, то есть например за КП 2K или 25 участники получают по 20 баллов.
Перед основным стартом главный дядя соревнований устроил еще один короткий брифинг, потом несколько минут вещала мэр Веллингтона. Кстати, я первый раз видела ее живьем - совершенно обычная тетя, и никакой охраны вокруг, стояла с микрофоном в 20 метрах от нас между участниками, потом пошла тусоваться с оргкомитетом. Сказала, что жалеет, что не получается поучаствовать в этом году, но что участвовала в City Safari раньше. Она же дала обратный отсчет на старт.
КП на карте было очень много, так что, чтобы уложиться в 3 часа, нужно было выбрать только один из предложенных районов. Так как мы заманили Митяя в эти соревнования возможностью покататься на поезде, поэтому путь у нас был один - в Petone - пригород Веллингтона, расположенный в самом глубоком конце Веллингтонского залива, где в него впадает река Hutt.
Довольные собой и жизнью, несмотря на пасмурную погоду, мы сели в вагон, полный таких же соревнующихся. Нас даже развлекал песнями какой-то бомж мужчина с гитарой.
Рогейн, как известно, не простое ориентирование. Даже в одном Petone обежать все предложенные КП было бы тяжело, да и не было смысла. Те, кто соревновался серьезно, рванули с поезда вперед, к самым "дорогим" КП, мы же определили себе небольшую область в районе станции и отправились туда гулять.
КП были выбраны интересно, два из взятых нами "показывали" участникам захоронения 19 века, что по новозеландским меркам является глубокой исторической ценностью.
Ответы на вопросы на КП, чаще всего, были однозначными, но при этом не тривиальными. Иногда нужно было вчитаться и подумать. Например, на одном из захоронений нужно было найти год смерти младшего из полных тесок, похороненных там. Вокруг этого КП, конечно, собралась многочисленная толпа, обсуждающая, кто же из них младше - тот кто умер в более раннем возрасте или кто позже родился..
Самый живописный КП находился на дальнем краю пирса.
Устав от трудов ношения детей на себе, мы отдохнули в Макдональдсе.
Еще пара КП, расположенных в замечательных красивых местах Petone, и надо уже двигаться обратно к станции, чтобы не пропустить поезд в город, позволяющий финишировать в контрольное время.
На станции, конечно же, собралось множество участников, выбравших примерно такую же схему передвижения, как и мы. Какие же пестрые команды собрались тут - один папа передвигался бегом, догоняя двоих мальчиков на самокатах, пара в возрасте была одета в розовые юбочки и оригинальные шляпки (кстати конкурс костюмов - типичное мероприятие тут для любых соревнований, даже серьезных по маунтин-байку), пара мужчин постарше, с сединой в волосах, переводя дыхание забежали на следующей станции и вышли, между прочим, за одну станцию до вокзала, значит, рассчитывали успеть взять еще что-то, пока финиш не закроется.
Заглянув на один последний КП, мы пришли на финиш за 3 минуты до его закрытия.
На финише нужно было выстоять очередь, чтобы взять свою карточку пролога, на которой организаторы уже подсчитали очки. Дальше участники самостоятельно(!) суммировали свои очки за взятые КП с очками пролога и отдавали судьям. Судьи отбирали карточки с большим количеством очков и проверяли на месте только их, чтобы сразу (через полчаса после финиша) наградить победителей. Еще одна традиция на любых соревнованиях в НЗ - spot prizes - некоторое количество призов разыгрывается среди всех участников - так у каждого есть шанс что-то выиграть и интересно дождаться награждения.
Мы не стали дожидаться награждения. С нашими 115 очками (более 700 у победителей) мы ни на что не рассчитывали. Подкрепились бесплатной пиццей (еще раздавали хотдоги)
и поехали по своим делам.
Вот такое получилось чудесное воскресенье! Спасибо организаторам и участникам за отличный праздник!