Горррод, в которрром легко летать. Часть пятая

Nov 29, 2014 13:27

Пррредыдущие части:
1, 2, 3, 4.

zhuk_zhuzhuk
Не надо горевать о городах
Подумать только, сложись мои жизненные обстоятельства немного по-иному: окажись удачной моя попытка поступления в НГУ или останься я учиться в своем родном Барнауле, и мне, с большой вероятностью, никогда не суждено было бы встретиться с этим городом, ставшим, хоть я и не провел там свое детство, родным навсегда, как поется еще в одной песне о Томске. Так что принцип "все к лучшему" - он все же справедлив, если им не злоупотреблять. Надо только правильно увидеть его действие. Есть какая-то магия в этих улицах, домах и площадях, в самой атмосфере, в духе города, благодаря которой многие, пожившие в этом городе даже недолго, влюбляются в него сразу и навсегда. Впрочем, Пегас философско-лирических рассуждений никогда не был моим коньком, так что уйду я, пожалуй, от высоких материй на улицы Томска, которым и будет посвящен этот мой рассказ.
Меня очень порадовало, что при всем моем топографическом кретинизме, стоило мне только появиться на улицах Томска, как в памяти сразу возникли названия этих самых улиц, куда они ведут и какие события моей жизни с ними связаны. Особенно, конечно, в Кировском и Советском районах, исхоженных в свое время вдоль и поперек. Хотя с первых минут впечатление от города было странным. Вроде все говорят на понятном языке, вокруг знакомые здания и места, но такое чувство, что ты за границей. (Ну да, для меня, как гражданина Израиля, это действительно заграница, но не настолько же!) Какой-то еле уловимый оттенок "чужести" витает над всем. В первый наш приезд в 2003-м такого не было. То ли не успели еще отвыкнуть, то ли действительно очень много изменилось за последние 10 лет как в Томске и России в целом, так и в нашем мироощущении.
Правда, это ощущение "туриста" очень быстро исчезло, стоило только прогуляться от Южной через Вершинку до Кирова, а потом по бульвару посреди проспекта - одному из моих любимейших мест Томска. Собственно, именно отсюда началось мое знакомство с Томском: 30 лет назад я жил тут у знакомых, будучи на абитуре.



Все такое близкое и знакомое, даже несмотря на обилие новой застройки. Вот теперь я дома! Здравствуй, родной город!

А застройка эта, конечно, бросается в глаза: стеклобетонные сооружения разного размера, "новорусские" краснокоричневые хоромы ... Несколько особняком смотрятся на фоне этих особняков старые заслуженные хрущевки. Еще бросилось в глаза широкое использование первых этажей под магазины и офисы. Раньше Томск отставал в этом плане от своих сибирских соседей: Новосибирска и Барнаула. Что порадовало, так это то, что деревянные дома со знаменитыми "томскими кружевами" все еще стоят.Более того, их реставрировали (по крайней мере в центре города), подкрасили, отчего, на мой взгляд, они приобрели несколько лубочный вид. Но пусть уж лучше так, чем развалиться. Вот он, тот самый знаменитый дом на Красноармейской, который так любят фотографы. И я не удержался :)



Старый Томск встречается с новым:



В один из последних дней мне довелось прогуляться и по историческому центру города, где деревянной застройки сохранилось много, но по-настоящему красивых домов удалось увидеть лишь два, на улице Шишкова.





Но к старой части города я еще вернусь, а пока продолжим путешествие по современному центру. Архитектура, тем более деревянная, - это все "дела минувших дней".
А сегодня Томск славится большим количеством современных необычных памятников, к отысканию которых я приступил с большим энтузиазмом. Конечно, все посмотреть было нереально, уж слишком они разбросаны по городу, но кое-то нам попадалось, особенно в центре.

Например, памятник новорожденному, найденному в капусте. Стоит он, разумеется, возле роддома.



А напротив, у клиник мединститута, так сказать, предыстория этой находки: памятник беременной женщине.



Там внутри и ребенок есть! Смысла ленточек я точно не помню, кажется, их повязывают на удачу: то ли, чтобы забеременеть, то ли чтобы успешно родить.
[...]
Восстановленная колокольня, где, если приглядеться, можно увидеть живого звонаря, а если прислушаться, то и услышать результат его действий.



И, конечно же, знаменитый Чехов! Как известно, проезжая через Томск с меня слетела шляпа Антон Палыч очень нелицеприятно высказался о городе, облаяв отметив и грязь на улицах и низкий культурный и моральный облик местных жителей. Благодарные томичи не остались в долгу и через 100 с небольшим лет изваяли памятник, полное название которого звучит так: Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».



goldfond
Пражская Лорета
В Пражской Лорете можно бродить часами - настолько там всё красиво и интересно!



Началом истории Пражской Лореты является Святая хижина («Санта Каса»). Эта хижина - копия мифической хижины Девы Марии, перенесённой ангелами при нападении турок из Назарета в Италию, в лавровую рощу местечка «Лорета».
В начале 17 века в Праге жила очень богатая набожная дворянка Катерина Бенинья Лобковиц, на чьи средства начали строить пражскую Святую Хижину. Народное предание считает даже, что несколько балок и кирпичей в пражской Святой Хижине - настоящие. Когда её построили, сюда стало приходить так много паломников со всей Европы, что возникла необходимость построить вокруг Хижины галерею, в которой находятся капеллы, и каждая из которых посвящена какому-то святому.



Одна из них - часовня святой Старосты - посвящена, так называемой, «бородатой женщине»:


По легенде: одна девушка мечтала посвятить себя Христу, но отец имел на свою дочь другие планы - непременно выдать замуж. В ночь перед свадьбой девушка взмолилась с особой силой, и у неё за одну ночь выросли борода и усы. Свадьба, естественно, не состоялась, а любящий папа не придумал ничего лучше, чем распять свою непокорную дочь за таковое превращение.

Особый интерес представляет сокровищница Лореты, где хранятся изумительной красоты дароносицы, иконы с золотыми окладами 16-18 веков, украшенными сапфирами. Самым главным сокровищем является алмазная дароносица «Пражское солнце», изготовленная в 1699г. мастерами М. Штегнером и Й.Кюнишбауэром из золота и серебра и украшенная 6222 бриллиантами:


А перед выходом из монастыря находится могила советского солдата, умершего от ран в монастырском госпитале, и по его просьбе похороненного тут же:


Пррродолжение следует.

наши воспоминания, дрррузья, игррра

Previous post Next post
Up