"Старррые вещи" - часть тррретья

Sep 21, 2014 13:24

Перррвую и вторррую часть вы найдёте здесь и здесь. Пррродолжение следует, пррриглашаю всех к участию!

pokasanova
Хотела я написать о маминых очках, о папиных часах… а не могу, тяжело.
Расскажу-ка о Вере.


Бабушкин брат Анджей жил в Чехословакии, еще в первую мировую войну ушел на фронт и остался там, за границей. Разбросала судьба. Как они с бабушкой нашли друг друга? Сейчас уже и не узнаю…Когда мне было пять лет - бабушка поехала к брату в гости.
А эта кукла - подарок от чешской родственницы (внучки бабушкиного брата?
Родственницу звали Вера.
Пусть и кукла будет будет Вера, - сказала бабушка.
Вера так Вера. Имя для куклы - это же не принципиально, это не манную кашу есть.
И мама, и даже моя восемнадцатилетняя сестра любовались куклой: «Ручки! Пальчики! Как у настоящего ребенка!»
Платье, конечно, было другое - белое, капроновое. И бусы. И пахла она так восхитительно… чем-то заграничным.
А туфельки? Не помню. А интересно, что подумает обо мне муж, если я, новоиспеченная бабушка, позвоню при нём подружке детства: «Ляленька, а у моей куклы Веры были туфли?»&hellip
Однажды мои дети смотрели фильм по телевизору. Чешский, шестидесятых годов.
Вдруг начали кричать: «Вера! Мама! Иди скорей! Вера! Вера!»
- Какая Вера?
Смотрю - девочка в телевизоре держит в руках её, мою куклу…
Единственная из моих игрушек, уцелевшая в трясине лет, пережившая и няньканье-укачивание-нежность, и годы забвения в мешке со старым барахлом, и ренессанс в новом платье, за стеклом книжного шкафа.

Какая кукла считается хорошей? В наше добарбьевое время были такие критерии:
1) «настоящие» длинные волосы, которые так интересно расчесывать и заплетать;
2) закрывающиеся глаза;
3) подвижные руки-ноги;
4) одежда не пришита, снимается, можно переодевать ;
5) кукла «умеет» стоять, желательно в туфлях, причем туфли снимаются;
6) говорит «мама», но это не обязательно.

Вера по этой шкале апгар набирает всего 3 балла.
Мало ли что. Я, может, в ее глазах тоже не идеальна. Дело же не в этом…

52vadim



luvida
А я-то, оказывается, прямо как Коробочка гоголевская, у меня много вещей и предметов, которые выбросить и даже отдать кому-то рука не поднимается. Потому что они для меня как память…

Вот, к примеру, бабушкина шаль…
1.


Ей уже много-много лет. Бабуля носила её на голове, повязывая по-деревенски: на лбу натягивала до бровей, как будто хотела концы назад пустить, а на самом деле на висках подворачивала внутрь, и платок, закрывая щёки, перекрещивался под подбородком. Когда было холодно, бабушка и нас с сёстрами так повязывала - тепло и не собьётся.
2.


Но мы-то - ха! - деревенские мы, что ли?! Чуть выскочим за порог - платок на затылок, даже маленькая Милка - та ещё воображуля была.
А бабушка-то всё видит, всё знает. Придём домой и получаем каждая свою порцию нагоняя. Милке - тем же платком вдоль спины пониже поясницы. А нам с Валей - долгий "рассказ" о том, что вот вырастем и пожалеем, что её, бабушку, не слушались. Потому что голову-то застудить - плёвое дело...
До чего же я не любила эти бабушкины "нотации", уж лучше бы тоже - пониже поясницы.

Ах, как ты, бабушка, была права! Добегалась я "без головы", теперь она моё самое больное место...

Ну, а шаль...
Потом, когда она потёрлась, бабушка заматывала ею больную спину.
Бабушки моей не стало в 1986 году, она покоится в земле Таджикистана.
А шалька эта старенькая, побывав с нами в Магадане, лежит теперь «на заслуженном отдыхе» на антресолях.
Думаю, что она ещё и мне послужит, - тоже спина стала побаливать.

spring625
Коллекционер
Есть у меня коллекция счастливых автобусных билетиков ))))) Насчитала 96, правда, к их числу отнесла не только классические, у которых сумма первых трех цифр равна сумме вторых трех, но и те, номера которых отличались особенной красотой и гармоничностью )))




mar_mi
У мамы на антресолях заботливо хранятся наши куклы. Среди них много кукол, выпущенных в ГДР - с "настоящими" ресницами, пухлыми розовыми лицами, в красивой одежде и с модными на то время прическами. Одну из них я увезла с собой - такая красотка, что не устоять!
Платье розовый велюр, сзади маааленькие кнопочки, пластиковые туфельки не сохранились и мама заменила их вязаными башмачками с бисером. Высота куклы 46 см.




Стоит ли говорить, что девчонки обожали играть в такие куклы - им подкрашивали губы, и шили новые наряды, заплетали косы и вообще, сильно любили :)

marinagra
Старые игрушки: история Лисы



Лиса. Советская плюшевая игрушка. Фото 2014 года

Лису мне подарили на Новый год. Мне было года три, и я хорошо помню нашу первую встречу: Лиса сидит под елкой в игрушечных алюминиевых саночках и смотрит на меня умными черными глазками. Она сшита из ярко-рыжего плюша, с нарядными белыми вставками внутри ушек, на мордочке и на кончике хвоста. Светло-голубой с синими звездочками ситцевый костюмчик ей очень идет. Блуза плотно облегает лисье тело, а шаровары можно снимать и надевать.


Карандашный портрет Лисы в голубом костюмчике

Вообще-то Лиса была не такой уж интересной игрушкой, не сравнить с волшебным немецким пупсом ПУММЕЛЕМ , который закрывает глазки и пищит "мама", с заводной собакой или с большим рычащим медведем… но именно скромная маленькая Лиса, хотя ничего особенного она делать не умела, стала моей любимой игрушкой. Как ни странно, не нашлось ни одной моей детской фотографии с Лисой, зато сохранилось два ее карандашных портрета, которые я сделала в 7 лет. Лиса была тогда настоящей красавицей! Кроме голубого костюмчика, у нее было розовое байковое пальто с воротником из натурального кроличьего меха, бархатный жилет, комплект белья и шерстяное одеяло (бывший накладной карман юбки). Она не раз ездила со мной к морю, в купейном вагоне у нее было свое спальное место - сетчатая полочка для газет.

Однако моя преданная любовь к Лисе оказалась поистине губительной для нее: мало того, что я с ней не расставалась днем и ночью, я ее без конца купала и сушила на батарее. Белые вставочки на ушках, мордочке и хвосте быстро пачкалась, а мне очень хотелось, чтобы лиса выглядела, как новенькая. Лиса же, с набитой опилками (совсем как у Винни-Пуха) головой и ватным тельцем была совсем не приспособлена к водным процедурам. Я училась в третьем классе, когда Лиса совсем одряхлела. Ее костюмчик порвался, из прорех вылезала свалявшаяся и не очень хорошо пахнувшая вата, голова едва держалась.

Однажды мы с мамой занимались полезным делом - наводили порядок в моих игрушках. "Смотри, что с твоей лисицей стало! - сказала мама. - Хоть выбрасывай ее!" Перспектива выбрасывания Лисы привела меня в ужас, и я принялась умолять маму, у которой были золотые руки, починить Лису. Мама согласилась попробовать, когда у нее найдется время, но с одним условием - я должна получше учиться. Дело в том, что успеваемость моя в то время была очень неважной: вместо того, чтобы под нестрогим надзором бабушки делать уроки, я упоенно читала, ухитряясь ловко спрятать книжку под учебники и тетради, пока старушка ко мне приближалась. В школе мной были очень недовольны, учителя ругались, отметки я получала скверные, поэтому мама решительно сказала: "Будут хорошие отметки - будем Лису чинить!" Лисьи останки положили в коробку и убрали на шкаф. Было решено, что Лиса в ожидании операции уехала на курорт в Швейцарию, а именно в Женеву. Я, отложив книжки, уселась за уроки и за письмо Лисе. Письмо сохранилось, и лежит сейчас передо мной.



Письмо Лисоньке в Женеву

Письмо было передано маме для отправки Лисе в Женеву (на шкаф). После отправки письма у мамы неожиданно быстро нашлось время для реставрации Лисы (как выяснилось позднее, мое послание растрогало маму до слез). Лисе сшили новый костюмчик, на этот раз в желто-зеленую клетку, старую вату заменили свежей, накрепко пришили голову, ушки и хвост. Все это очень напоминало мой любимый эпизод из "Волшебника изумрудного города", в котором Элли чинит пострадавшего во время наводнения Страшилу.

После ремонта о купании Лисы уже не было речи, да и играла я с ней все меньше. Правда, научившись вязать на спицах, одно из первых своих изделий я исполнила для Лисы - сине-голубое платье с элегантным воротником (бывший отворот перчатки), которое она носит до сих пор. Долгие годы Лиса хранилась вместе с другими уцелевшими игрушками в шкафу на память о моем детстве, а потом вместе с этой небольшой игрушечной коллекцией переехала в Германию.
Дочка, после того как я рассказала ей историю с ремонтом Лисы и показала знаменитое письмо в Женеву, прониклась к "маминой Лисе" большим почтением. А Женева оказалась совсем не далеко, и когда мы в 2005 году отправились в этот город, то, конечно, прихватили с собой Лису, показакли ей достопримечательности и сфотографировались с ней на берегу Женевского озера. Так старенькая Лиса и вправду побывала в Женеве! Занятно, что дочери шел тогда десятый год, - именно в этом возрасте я писала письмо Лисоньке в Женеву).




Лиса на берегу Женевского озера

наши воспоминания, дрррузья, игррра

Previous post Next post
Up