Филипп Малявин. Верка
Письмо Н. К. Рериха к М. К. Теншиевой
Публикация В. П. Нечаева из книги "Встречи с прошлым"
Глубокоуважаемая Мария Клавдиевна.
Хочется мне уведомить Вас вот о какой истории. За последнее время в Петербурге составилось "дружество" из молодых писателей, философов, художников и артистов; главною задачею "дружества" является обоюдное уважение и духовная помощь против всепожирающего "один в поле не воин". В числе содружников есть сотрудники всех петербургских газет и журналов, готовые оказать содействие и друг другу, и достойным работникам искусства. Словом, намечается стройная организация, которая может поддержать многое. Главное условие выбора в члены содружества - это единогласное избрание, и если хоть один содружник имеет камень про[тив] новоизбираемого, то выборы недействительны. Из имен, Вам знакомых, там С. Маковский, Д. Мусина, С. Рафалович ("Весы"), Ростиславов, намечен Врубель и пр. Недавно и меня избрали туда. Теперь предположено сделать несколько изданий по разным отраслям: выпуски стихов, прозы, критики и художества. На прошлом собрании положено: сделать выпуски "Малявин", "Врубель", статей Маковского, моих вещей и т. п. Был разговор о выпуске Вашего производства. Пока я не дал хода этому разговору, ибо хотел раньше знать Ваше мнение. Как Вы полагаете? У меня является мысль, что может быть издание Вашего дела и лучше бы сделать не Вам самим, а постороннему изданию. Конечно, писать буду я, и, кроме того, во всех изданиях будут собраны лучшие отзывы из прочей печати. Конечно, все это произойдет не ранее осени (т. е. летом подготовка), но Ваше конфиденциальное мнение лично мне нужно бы знать теперь. Право, лучше мне, нежели бороться против "
Мир[а] иск[усства]" и всего их нахальства - лучше начать дело на свободной почве и с гарантией сочувственного отношения всей прессы. Вчера с Маковским обсуждали мы часа четыре, и все как будто и хорошо обстоит. Жду Ваше мнение.
[…]
Виделся опять с Врубелем. Пришел в еще больший восторг. Вот оно, что надо; вот чем может двигаться наше искусство!
После бессилия, кажется, опять втягиваюсь в работу. Все ли у Вас хорошо?
Жена кланяется. Поклон княгине Екатерине Константиновне.
Искренно Вам предан.
Н. Рерих
29 янв. 1905.
А пррричина того, что я рррешил пррривести цитату из этого письма, легко объяснима: в Русском музее в корррпусе Бенуа открррылась выставка каррртин Филиппа Малявина, так что, у кого есть возможность, не пррролетайте мимо!
На попугайный взгляд он очень интеррресный художник, хотя его пррроизведения завоевывали зрррителей тоже достаточно сложно. Творррчество Малявина «академические» наставники пррриняли не сррразу - дипломную каррртину «Смех», пррредставленную в !899 году господа пррреподаватели "зарррубили", и диплом он получил только после заступничества Репина и Беклемишева - за пять поррртррретов. По моим пррредставлениям пррриёмной комиссии ещё долго потом пррриходилось стыдиться этого, так как именно полотно «Смех» в 1900 году на
Всемирной выставке в Париже получило золотую медаль, и сррразу было пррродано в Венецию, что для нас, несомненно, жаль.
Так вот, на выставке «Смех» наконец пррриехал к нам, перррвый раз - с тех самых поррр прррошло более ста лет.
И ещё меня мучает вопрррос, на которррый я пока не смог получить ответ - почему
Мария Тенишева вообще ничего не рррассказала о Малявине в своих воспоминаниях, не отметила, что он получил нагррраду на Всемирной выставке в Париже? Её же очень волновали моменты прррестижа, по попугайной логике она пррросто обязательно должна была бы написать об этом! Но, увы, пока мне пррриходится оставаться без ответа.
Филипп Малявин. Крестьянка, закрывающая свиткой рот
Филипп Малявин. Поррртрррет скульпторрра Беклемишева
Филипп Малявин. Девка
Филипп Малявин. Автопортрет на фоне икон