Записки диссидента: немного о менеджменте 2

Feb 18, 2009 15:05

Россия. Отрасль, подвергаемая жесткому регулированию со стороны государства (энергетика, железные дороги, нефтегаз и пр. и пр. и пр.). Время действия - наши дни. Все персонажи - вымышленные, все аналогии и аллегории с КОНКРЕТНЫМИ людьми - не принимаются.

Задача:
Представим себе компанию А из одной из этих отраслей. Стандартную такую компанию. из топ-500 в России, хучь по выручке, хучь по численности, хучь по "капитализации-шмапитализации". Во главе компании стоит руководитель Иван Иванович. Петр Петрович, Ян Янович и Сергей Сергеевич - это помощники, заместители.

Происходят небольшие пертурбации в акционерном капитале, и на спокойное царство последних нескольких лет приходит новый собственник. В чувствах стоп-менеджеров тревога, в голове туман, особенно у Ивана Ивановича. Все стоп-менеджеры ждут первого визита Ивана Ивановича к собственнику для получения цели работы на обозримое будущее.

И вот случилось то, что случилось - Иван Иванович вернулся от собственника в своей кабинет и собрал всю стоп-элиту. Что же произошло там, на встрече директора и владельца? Собственник потребовал от Ивана Ивановича его плана, стратегии, о том, как достичь цели - зарабатывать в 2 раза больше. Если Иван Иванович не обеспечит достижения этой цели, то собственник его заменит. Теперь для Ивана Ивановича - это большая головная боль и реально существующая личная проблема.

Петр Петрович занимается согласованием технических планов с государственными органами. При этом, он носит титул, например, зама по производству, знает назубок сто двадцать пять стандартов, методик и рекомендаций министерств и ведомств и отвечает, формально, по внешним признакам, за производственное планирование. Петр Петрович знает, что его профессиональная репутация в этой системе - это неукоснительное исполнение предписаний государственных органов. Более того, годовую премию в размере 20 окладов он получает по контракту именно за успешность выполнения таких требований и предписаний.

Ян Янович занимается согласованием бюджетов, регламентированных закупок и разнообразной бухгалтерско-финансовой отчетности. Он - зам по обеспечению и учету. По контракту, свои 20 окладов в виде годовой премии Ян Янович получит только в том случае, если вовремя и в формате, удобном для контролирующих органов, передаст этим самым контролирующим органам все требуемые отчеты (в первую очередь, налоговой, конечно).

А что же дорогой и любимый Сергей Сергеевич? Ну, трудно сказать, какие обязанности у Сергея Сергеевича. Он просто получает большой оклад и большую годовую премию без особых условий, просто потому, что он хороший человек и у него в голове много всяких разных знаний. Да и жизненный опыт - о-го-го какой! Он - зам по стратегии и организационному развитию.  Тут тебе и психологические тренинги, которые позволяют считать Сергея Сергеевича незаменимым при подборе и отборе людей. Тут тебе и работа во властных структурах - а такие люди нам всегда пригодятся, а то вдруг надо кому-то позвонить или с кем-то «решить вопрос». Ну и, конечно, самое главное, что Сергей Сергеевич лично предан Ивану Ивановичу, потому что кто же еще-то такую работу даст Сергею Сергеевичу, если не лучший друг?

И вот Иван Иванович собирает свою команду и сообщает им о своей проблеме. Давайте на минуту проникнем в мысли тех, кто сидит за столом напротив Ивана Ивановича.

Петр Петрович думает: «Так, до конца года все предписания министерства я выполню. Собственник-собственником, но такую задачу, как готовность оборудования по действующим нормам и правилам никто не отменял. Ну ладно, пусть вещает про свои проблемы. Это же не моя проблема - прибыль в два раза увеличивать. Я - ценный и квалифицированный специалист, без работы, пока есть Министерство, не останусь. А Министерство вроде бы даже собирается за всеми предприятиями отрасли усилить надзор в ближайшие годы, так что без меня никуда. Не в этой компании, так в другой. Интересно, а контракт мне Иван Иванович будет менять? Нет? Ну и славно, тогда продолжаю в том же духе. Иначе зачем мне в 2 раза больше работать за те же деньги? Неужели я похож на дурака или альтруиста? У меня в контракте четко прописано - надежность и безопасность. Вот за это я свои 20 окладов и получаю в конце года. А остальное - не ко мне, не моя проблема. А раз нет реальной для меня проблемы, то надо узнать - как бы побыстрее соскочить со всего этого дела. Напишу, пожалуй, пару мероприятий, чтобы не приставали со своими проблемами ко мне, беспроблемному».

Вслух же Петр Петрович начинает говорить Ивану Ивановичу о том, что из нынешнего оборудования уже выжали все, что можно, и потому он считает совершенно фантастическими целями увеличение эффективности работы оборудования на 20%.

Ян Янович думает про себя: «Блин, ну что за невезение. И так работы у меня много - чуть какой отчет вовремя не сдам, так сразу попасть могу под депремирование или проблемы с министерскими. А отчетов много надо сдавать, а людей у меня мало. И все чего-то хотят. Ну, если Ивану Ивановичу надо, раз у него такая проблема возникла, то посижу вечерком, когда все отчеты нужные отправлю в Министерство, да тарифы согласую. Возьму старые данные, применю к ним прогнозы Министерства по росту ВВП, инфляции, роста потребления на душу населения, ну и еще штук 5 факторов, чтобы посолиднее смотрелось. И выдам Ивану Ивановичу - сколько можно при благоприятном сценарии ожидать прибыли через 5 лет. Но только надо с этой темы соскочить побыстрее, все-таки это не моя основная работа, не за нее мне деньги платят. Мне главное - вовремя бюджеты верстать да отчеты по ним в Министерство отдавать. Да, и раз Иван Иванович не заикается о том, что меняются мои обязанности и оплата труда, то значит на самом деле все по-прежнему, и проблема только у него, а не у меня. А раз нет проблемы, то не пойти ли мне через недельку в отпуск? А для этого надо поскорее отдать свой прогнозный бизнес-план, чтобы не приставали больше».

Вслух Ян Янович говорит Ивану Ивановичу, что он осознает сложность проблемы и сделает все от него зависящее.

Сергей Сергеич задумался больше остальных, ведь вопрос его выживания напрямую зависел от того, останется ли Иван Иванович на посту, но сказать вслух, что у него нет решения проблемы, потому что он привык только плести интриги и заниматься психологическими тренингами и беседами «по душам», а также «организовывать» совместные обсуждения с размыванием ответственности за принятые решения, - Сергей Сергеевич никак не мог.

В голове Сергея Сергеевича закрутились следующие мысли: «Надо собрать рабочие группы, чтобы я в них во все входил. Если что-то толковое вдруг придумают, то и я буду к этому сопричастен. Если же нет, то можно будет найти парочку каких-нибудь «деструктивных» членов рабочей группы, на которых свалить «неконструктивную» работу коллектива. Да, и раз пошла такая свистопляска, то может мне под шумок, раз у Ивана Ивановича возникла такая проблема, пообещать, что я помогу организовать походы к решению вопроса, но для этого выбить себе еще пару подразделений. А заодно, поучиться где-нибудь за счет компании, потому что Иван Иванович понимает, что если я еще подтяну пару предметных областей, то буду еще более ценным заместителем. Да и вообще, я в компании отвечаю всего лишь за организационные вопросы. Про содержание это не ко мне. Организовать семинар - это пожалуйста. А вот отвечать за то, каковы результаты семинара - это к участникам».

Вслух Сергей Сергеич сказал Ивану Ивановичу о том, что он разделяет озабоченность и понимает всю сложность проблемы. И предложил, в качестве решения, пригласить своего давнего друга Степана Степановича, для организации подготовки к обсуждению проблемы и поисков ее решения.

Внимание, вопрос:
Что делать Ивану Ивановичу, чтобы повысить свои шансы на выживание при существующих ограничениях и внешних условиях?

P.S.
Дополнительные условия задачки будут раскрываться при комментировании комментариев

Previous post Next post
Up