27 июля открылась оперная часть Фестиваля искусств в Зальцбурге. Главной моцартовской премьерой стала ' Le nozze di Figaro'в постановке Martin Kušej. Он ставил спектакли в Зальцбурге не один раз(достаточно вспомнить 'Don Giovanni ' начала 2000х). Спектакли, нужно сказать, на любителя, не простые. Но в данном случае было скучно и банально: типичная ' режопера' ни о чём. 'Задел на будущее'был дан еще в общей сцене на увертюре, когда почти все герои 'употребляли': Сюзанна с Фигаро- синтетические ' соли ' из пакетика; Граф, по статусу, нюхал кокаин; Графиня закидывалась колёсами', запивая оные шампанским; дон Базилио, одетый, по меньшей мере, епископом, ибо рядовые западные священники не носят наперсного креста( вот с чего взяли , что Базилио-лицо духовное? ладно, в опере Россини эту шнягу придумал Шаляпин, но ни у Бомарше, ни у да Понте этого нет!), вмазывается героином по вене; остальные-просто выпивают. И только один Керубино что-то пишет в блокнотике. Так вот, все эти неадекватные люди участвуют в неадекватных сценах, в которые , как-то, впихивается сюжет.
В плане версии-обычная для современной практики, не оригинал, с купированными ариями Марчеллины и Базилио в 4 акте.
В плане исполнения , более или менее, прилично, с аутентичной оркестровкой, хотя и на академических инструментах( не считая хаммер-клавира, конечно). Дирижировал Raphaël Pichon, хотя и без своего Пигмалиона'.
Пели неплохо, но во всей происходящей на сцене несуразице, это слушалось скучно. Фигаро-Krzysztof Baczyk,Сюзанна-Sabine Devieilhe, Граф-Andrè Scheib, Графиня-дебютантка фестиваля Adriana González,Керубино-Lea Desandre, Марчеллина- Kristina Hammarström, Бартоло-Peter Kálmán.
Вторая премьера фестиваля-'Macbeth' Дж. Верди-так же из разряда, когда режиссера слишком много, когда приемы одни и те же и уже становится скучно. Krzysztof Warlikowski сразу узнаваем по своему излюбленному приему ' кинотеатр' с рядами кресел, с цитированием киноматериалы и по излюбленному .. умывальнику с раковиной на сцене. Концепция настоящего спектакля основана на теме бездетности леди Макбет, и от этого у нее сносит крышу(вот никогда этого не понимала от слова ' совсем':если Бог не дает детей, значит так нужно; впрочем, чадолюбие , часто, имеет в такой ситуации совсем не первое место, если , вообще, присутствует). Поэтому на сцене постоянно присутствуют дети - как настоящие, так и масса игрушек-пупсов, которых даже подают к столу. Единственной оригинальной была сцена, когда тела детей, отравленных по приказу Макдуфа( да, такой вот ход), укладывают ровненько для декора пафосного дуэта Макдуфа и Малкольма перед микрофоном- что это мне напомнило из ' на злобу дня '...
В вокальном плане - вполне добротно. Сулимский, певший Макбета, наверное, в стопятсотый раз, хорошо показал образ человека, попавшего в ' переплёт', но не имеющего воли, да и желания, из него выйти. Дебютировавшая в партии леди Макбет Асмик Григорян слушалась неплохо ( хотя я ожидала худшего), но это , конечно, не belcanto.Tareq Nazmi хорошо звучал как Банко. Jonathan Tetelman, еще один дебютант фестиваля, как Макдуф звучал несколько экзальтировано, но теноры его плана очень хотят быть , непременно, à-la Mario del Monaco.
Дирижировал Philippe Jordan, заменивший заявленного Welser-Möst.
29 июля в летней Opera Santa Fe прошла премьера оперы К. Монтеверди ' L' Orfeo ' в новой оркестровке современного композитора Нико Мьюли. Событие, достаточно, интересное. Поставил спектакль Yuval Sharon, музыкальный руководитель-Harry Bicket.Заявленный на премьере как Орфео Rolando Villain получил травму на репетиции, поэтому пел баритон Luke Sutliff; Villazón займет своё место позднее. В партии Эвридиче -Amber Norelai; Музыка/Надежда- Laure Snouffer; Вестница-Paula Murrihy; Каронте-James Creswell; Плутоне-Blake Denson; Прозерпина-Caitlin Aloia.