Мировая премьера в аудиозаписи( отдельные арии были записаны ранее,полная версия- только нынешняя) оперы Грауна ' Silla '. Спектакль Фестиваля старинной музыки в Инсбруке 2022,где прошла мировая же премьера оперы в современное время.
Либретто к ' Силле ' составил не кто иной,как Фридрих Великий- ну вот такая вот идеологическая штука,когда диктатор,вдруг,смиряется и уходит от власти.Фридрих,конечно,никуда уходить не собирался; для него было важно показать,что властитель отвечает за всё,даже за свои косяки.Переложил французское(!) либретто на итальянский стих Giovanni Pietro Tagliazucchi,а придворный композитор Карл Граун написал музыку.Премьера прошла 27 марта 1753 на сцене Hofoper unter den Linden в Берлине( нынешняя берлинская Staatsoper является ее преемницей).
Сюжет ,отчасти,напоминает то,что у Моцарта.Диктатор Силла испытывает страсть к патрицианке Оттавии,дочери Фульвии.Она же обещана в жены сенатору- республиканцу( не каламбур) Постумьо- сопернику Силлы как в политике,так,получается,и в любви. И их чувства взаимны.Далее- преследования,тюрьма и внезапное раскаивание диктатора и уход его от власти.Влюбленные воссоединяются.
В отличии от либретто оперы Моцарта,Фридрих выводит на сцену благородного патриция Метелло,который как Сенека при Нероне: именно тогда,когда он отдаляется от Силлы,в нем ( Силле) происходит тотальная перемена.Антагонистом Метелло является вольноотпущенник Кризогоно,который готов на любые злодейства.Уравновешивает барочный расклад фигура патриция Лентулло.
В музыкальном плане спектакля,поставленного Георгом Квандером,лидирует Фестивальный оркестр п/ у маэстро Алессандро де Марки,который является художественным руководителем фестиваля.Теперь - про солистов.Как всегда,элегантный Bejun Mehta(Силла). Вот пример для подражания: в 55 лет он звучит так же,как в начале активной карьеры.Ибо имеется хорошая школа фальцетного пения,продуманный репертуар и никакого намерения соперничать с женскими голосами.Чего не скажешь про Valer Sabadus( Метелло): хорошо начинал,но обрёл обычные для фальцета недостатки,где зажатый верх- самая малость; он на этих самых верхах еще и подвывает.Это нужно быть упоротым фанатом ' фальцетизма', чтобы ,как одна дама,сказать: ' Валера- это космос '. Ну,разве что ,в космосе,при нетренированном вестибулярном аппарате,подташнивает.
Samuel Mariño( Постумьо) ,когда только заявлял о себе( дебютный альбом для Opfeo ' Care pupille '), пел хорошо,прям ,давал надежды.Но теперь он - посол LGBTQ+ в оперном мире( как про него написала DECCA,эксклюзивным артистом коей он стал),поэтому, можно петь как попало- всё равно везде зеленый свет и везде примут,ибо иначе это будет расчитано как дискредитация.Что он и делает- порою,визжит безбожно.
Очень хорош Hagen Matzeit( Лентулло): вот всегда удивляет,как он переходит от фальцетного исполнительства,где он звучит как приличное контральто,в традиционный( и не только) баритоновый репертуар.Помню его Эльвиро в ' Serse ', где он этот переход демонстрирует в сцене,когда герой переодевается цветочницей и имитирует женский голос.Так ,на моей памяти,мог Яцек Лащковский,когда пел сам с собой Brindisi из ' Травиаты ' за сопрано и за тенора.
Неожиданно проявил себя турецкий тенор Mert Süngü( Кризогоно). В белькантовом репертуаре- банальный тенор ни о чём,а здесь так интересно сработал,прям понравилось.
К женской части каста претензий нет: как признанная барочница Roberta Invernizzi( Фульвия) так и восходящая звезда Eleonora Bellocci( Оттавия) демонстрировали прекрасное чувство стиля,виртуозность без перебора,понимание своих ролей.Агенство Allegorica умеет выбирать себе артистов.
В целом- довольно интересная запись,тем более,что сравнивать не с чем.