19 февраля берлинская Staatsoper показала премьеру ' Daphne ' Р.Штрауса.Античный сюжет о нимфе Дафнэ,которая превратилась в лавр,убегая от домоганий Аполлона.Все это как бы на руку для Romeo Castellucci, которого пригласили для постановки.Он очень любит работать ,если так можно сказать,с веществами,материалами( иногда- в прямом смысле: стоит вспомнить его сценическую версию Реквиема Моцарта для фестиваля в Экс-ан- Провансе),поэтому в данной работе есть над чем поэкспериментировать.
В спектакле заняты Vera-Lotte Böcker( Дафнэ), René Pape( Пенеос), Anna Kissjudith( Гея), Pavel Cernoch( Аполло), Linard Vrielink( Левкипос). За пультом- Thomas Guggeis.
20 февраля Theater an der Wien представил свою новую работу- сценическую версию оратории Генделя ' Belshazzar '. Но ничего общего с библейскими персонажами зритель здесь не увидел.Более того,некоторые герои ,судя по всему,изменили пол.Постановка Marie- Eve Signeyrole посвяшена проблемам экологии и нехватки воды в частности( вот не достали эти экошизы в реальной жизни!).Некий коварный диктатор ( Валтасар/ Belshazzar)прячет от народа воду.Массы поднимает некий экоактивист_ка Сайрус( царь Кир в оригинальном сюжете).А ' войну в тылу ' ведут мать Валтасара- Нитокрис с ее любовником_цей Даниэлем_ой( так трансформировался пророк Даниил).Воду в конце,естественно,дадут жаждущим.Такой вот трэш с уклоном в феминизм.В спектакле много видео,спецэффектов со светом,но особого восторга по поводу происходящего не ощутимо,не смотря на приличный каст: Robert Murray( Валтасар), Jeanine de Bique(Нитокрис), Vivica Genaux( Сайрус/ Кир; певица впервые высупила в этой партии),EvaZaïcik( Даниэль), Michael Nagy( Гобриас).Дирижер- Christina Pluhar( неожиданно услышать L' Arpeggiata в полноценном спектакле,да еще и в генделевском репертуаре).
Опера Франкфурта показывает редкий экземпляр- ' Francesca da Rimini ' Саверио Меркаданте.Любопытно,что это вторая постановка в истории исполнении оперы в принципе.Композитор работал над ней в 1830/31, но исполнена она не была и рукопис пролежала в архивах вплоть до 2016 г., когда состоялась мировая премьера на фестивале Valle d ' Itria в Мартина Франка с Leonor Bonilla и Aya Wakizono в партиях Франчески и Паоло.Сюжет ,естественно,- из Божественной комедии Данте; любителям оперы нет смысла его напоминать.
Постановку во Франкфурте осуществил Hans Walter Richter под музыкальным руководством Ramon Tebar.Франческа- Jessica Pratt; Паоло- Kelsey Lauritano; Ланчотто- Theo Lebow; Гвидо- Eric van Heyningen.
И еще про раритетную постановку из германской провинции: Staatstheater Meiningen представляет оперу Ж.Бизе ' Ivan IV '(1846),про что я узнала чисто случайно .Сюжет связан со второй женой Ивана Грозного- черкешенкой Марией Темрюковной.Естественно,законы романтической оперы сделали из этого всего любовную мелодраму с развесистой клюквой.Но музыка там красивая.Я слышала эту оперу благодаря ' живой ' записи с концертного исполнения 2002 г. с Тезье и Инвой Мула в Доме Радио Франции.Существуют еще две студийки 1957 и 1975, да информация о постановке 1951 в Бордо.Вот,пожалуй,и всё.Так что обращение к столь редкому произведению в провинциальном театре очень похвальна; впрочем,наблюдается тенденция: раритетный материал берут в производство, чаще всего, именно на таких площадках- крупные бояться рисковать: лучше в 1.501 раз поставит ' Кармен '.
Поставил ' Ивана IV ' Hinrich Horstlotte , дирижер- Philippe Bach.В главных партиях заняты Tomasz Wija( Иван IV), Mercedes Arcuri( Мари), Alex Kivo( Игорь), Selcuk Hakan Tirasoglu( хан Темрюк), Тамта Тариелашвили( Ольга).Художественных фото не нашла,но видела эскизы костюмов у Мерседес Аркури в ИГ- женские прям этнически обоснованные,хотя там ,в целом,- эклектика.