Задолго до Мусоргского история Бориса Годунова была выведена в опере.Правда,это парафраз на тему,с барочными заморочками сюжета и танцами. Иоганн Маттезон написал своего ' Бориса ' в 1710 году на собственное либретто.Сюжет рассказывает о начале ' карьеры ' Годунова и его восхождении к трону.Сюда же добавлены любовные сюжетные линии с участием скандинавских принцев и российских девиц из знатных родов( одна из них- Аксинья/Ксения/Годунова,дочь Бориса; и скандинавский жених имел там место быть; интересно,так же,что Маттезон использует наш южный вариант имени ' Ксения ').Сам Борис наблюдает за амурами со стороны и использует их в своих целях.Опера предназначалась для труппы Гамбургского театра,поэтому,наряду с основным немецким текстом,в нее вставлены арии на итальянском языке.
При жизни Маттезона опера поставлена не была.Вероятно,из соображений политики: торговому Гамбургу не хотелось портить отношения с Петром Великим и терять территорию бизнеса- мало ли,как монарх отнесется к трактовки истории своей страны.Рукопись надолго осела в архивах,пока в 1998 году не была обнаружена в Ереване; вероятно,она попала туда в качестве трофея после Второй Мировой войны.Впервые ' Борис ' прозвучал в Гамбурге в 2005 году в концертной версии; в этом же году сценический вариант был представлен на Boston Early Music Festival( реж. Lucy Graham & Nils Niermann, дир. Paul O' Dette ).
Следующее воплощение опера получила в 2007 году международными силами во главе с ' Музыкантами Екатерины Великой 'п/ у Андрея Решетина и режиссера- балетмейстера Klaus Abromayt.Главную партию исполнил Sergio Foresti. Спектакль был показан в Гамбурге,С.Петербурге и Москве,а,так же, снят на видео. Эту запись можно найти на YouTube.
И в третий раз опус Маттезона был поставлен в 2021 г. в рамках фестиваля старинной музыки в Инсбруке. Как раз аудиозапись этого спектакля и выпустила CPO на своих CD.
Сама постановка Jean Renshaw успеха не имела,так как туда были свалены все клюквенные штампы про Россию- от шапки- ушанки и балалайки до медведя и сотрудника НКВД.Всё это было перебором даже для европейского зрителя; тем более,материал -малоизвестный,поэтому разобраться ' что по чём ' в этом варианте невозможно.Тем не менее,вокальную часть очень хвалили: в качестве исполнения можно убедиться,прослушав запись. В касте участвуют молодые исполнители,что,возможно,даже на пользу,так как никто не тянет одеяло на себя. Музыкальное сопровождение- коллектив Theresia п/ у Andrea Marchiol ,состоящий из 18 музыкантов,но они создают великолепный звук! Так что запись стоит послушать .