Не смотря на разгар фестивального лета,некоторые театры так же выдают премьеры в конце сезона.Так мюнхенская Staatsoper 17 июля показала премьеру ' Capriccio ' Р.Штрауса.Постановка David Morton переносит действие за кулисы современного театра( в оригинальном либретто- богатая усадьба XVIII века),где и происходит дискуссия о значении музыки в жизни социума,так сказать.Нынешний спектакль стал дебютным для Diana Damrau в партии графини Мадлен. Так же в нем заняты Michael Nagy( граф,брат Мадлен), Pavol Breslik ( Фламан), Vito Priante( Оливье), Tanja Arianne Baumgartner( Клэрон).Дирижер- Lothar Koenigs.
А сегодня утром руководство Мюнхенской оперы сообщило печальную новость о смерти венгерского дирижера Стефана Солтеша( Stefan Soltesz),который скоропостижно скончался вчера практически за пультом,дирижируя ' Молчаливой женщиной ' Р.Штрауса.Солтеш не раз выступал в Москве.Ему было 65 лет.
Барселонский Liceu обратил свой взор на ' Norma ' В.Беллини,использую для своего нового производства постановку местного режиссера Àlex Ólle,которая уже была представлена в лондонском ROH в 2016 году. Да-да,та самая несурзица про женское священство,где главная героиня ,по меньшей мере,в епископском сане. Нет, сие уродливое явление нынче существует в ряде протестантских конфессий,но здесь явный отсыл к католицизму и оттого всё смотрится как некая пародия. Нужно было ' добивать ' протестантскую тему( как в ' Stiffelio ' Верди; правда,тогда и в данном сегменте христианства феминизма не было),добавив однополые отношения между Нормой и Адальджизой( я где- то про эту линию читала)- вот тогда ,может,и получился бы оригинальный продукт.А так... Хотя ,пресса стоит на ушах от восторгов.Да и вокальное исполнение,лично для меня,не представляет интереса: ну надоели,право,эти переделки партий под академические каноны ; ну нельзя петь бельканто веристским звуком. В Liceu будет несколько составов; на последние спектакли приедет Йончева,которая пела это всё в Лондоне. А на премьере пели Marina Rebeka ( Норма; вот еще один парадокс,отчего ее усиленно впихивают в этот репертуар), Вардуи Абрамян( Адальджиза; вот зачем продолжают несуразную традицию исполнения этой партии меццо- вопрос к дирижерам и постановщикам), Riccardo Massi( Поллионе,нисколько не белькантовый тенор), Nicolas Testé( Оровезо). Дирижер- Domingo Hyndoyan.
А вот пример интересного исполнительства. На фестивале Radio France в Монпелье состоялось концертное исполнение оперы А.Тома ' Hamlet ' в оригинальной версии,в которой она никогда не исполнялась. Изначально,партия главного героя предназначалась для тенора,но подходящего певца у Тома не нашлось,поэтому на премьере Гамлета спел баритон Фор,и в этом виде опера продолжает исполняться. Организаторы фестиваля в Монпелье,на котором исполняются,преимущественно,раритеты ,решили представить слушателю авторский замысел композитора. Впервые в партии Гамлета выступил John Osborn.В остальных знаковых ролях выступили Jodie Devos( Офели) ,Clémentine Margaine( Гертруд), Julien Vèronese ( Клодиус), Philippe Talbot ( Лаэрт).За пультом- Michael Schønwand.
Фестиваль в Брегенце начал свою работу на прошедшей неделе.Главным событием здесь становятся постановки на плавучей платформе на Брегецком озере.Конечно,от подобных спектаклей ожидается,в первую очередь,зрелищность,и она, таки есть.В этом году представлена ' Madama Butterfly ' Д.Пуччини в очень красивом антураже( постановка Andreas Homoki). В постановке работают несколько составов,а на премьере 20 июля,которую транслировали по одному из немецких каналов,пели Барно Изматуллаева( Чио-Чио-сан), Edgardas Montvidas ( Пинкертон), Brian Mulligan( Шарплес) ,Annalisa Stroppa( Судзуки).За пультом- Enrique Mazzola.
Второй постановкой фестиваля стала ' Siberia ' У.Джордано,которая идет в помещении Фестивального театра.На этой площадке,в основном,идут оперы ,которые исполняются довольно редко. ' Сибирь '- одна из них,хотя ,справедливости ради,нужно сказать,что в 2020 она исполнялась в рамках Maggio Musicale Fiorentino. Сильно переделаный сюжет ' Воскресения ' Л.Толстого облечен в типично веристские одежды,местами - с развесистой клюквой ( особенно меня умиляет мелодия ' Ïхав козак за Дунай ' в хоре ссыльных арестантов- автор не шибко углубляется в этнографическое происхождение песен,хотя нынче можно было и раздуть из этого кадило в плане замысла). Поставил спектакль( довольно спокойный) Василий Бархатов. В главных партиях заняты Ambur Braid( Стефания), Александр Михайлов( Василий),Scott Hendricks( сутенёр Глеби), Frederika Brillembourg( служанка Никона). Дирижер- Валентин Урюпин,нынешний главный в Новой Опере,а ,ранее,служивший у нас в Ростове.