Музыка на всех широтах.Новогодний выпуск 2021/2022.Часть 1.

Jan 02, 2022 11:04


Под занавес года музыкальные театры и музыкальные площадки припасли достаточно интересные события,о которых стоит рассказать.Одним из них ,про что написала даже за океаном The Washington Post ,является мировая премьера феррарской версии 1739 ' Il Farnace ' А.Вивальди. После успеха первой постановки в Венеции в 1727, опера была еще несколько раз адаптирована композитором для показа в Ливорно(1729), в Праге( 1730),в Мантуе( 1732).Для предстоящей постановки в Ферраре Вивальди пишет совершенно иной вариант: так,здесь мы не услышим знаменитой ' Gelido in ogni vena'- она заменена на более лиричную ' Perdona,mio figlio adorato '; главный герой получает в третьем акте бравурную арию ' Gemo in un punto e tremo '. В финале оперы ,вместо хора ' Coronata di gigli e di rose ', звучит дуэт Зелинды и Акильо ' Io sono non petto '- весьма редкий для барокко дуэт альта и баса.Мне даже думается,что каст здесь подразумевался полностью мужской,ибо  Феррара входило в пояс ' папских земель', где публичные выступления женщин были под запретом( интересно было бы ознакомиться с ' материалами дела').Здесь Вивальди использует для партии принца Джиладе популярный вставной номер- ' Quell' usignolo che innamorato '( ария Эпитиде из ' Merope ' Джакомелли,поставленной в 1734, и ставшая одной из хитов Фаринелли).Ее часто вставляют в иные редакции,но по времени написания,впервые она должна была быть использована именно в Ферраре. Должна была.... Ибо постановка здесь тогда не сосостоялась.Местный кардинал Руффо нашел личность Вивальди достаточно неприличной- находясь в священном сане,тот не служил мессу и посточнно имел при себе женщину в лице своей протеже Анны Жиро,которая пела почти во всех его операх.Таким образом,жители Феррары ' Фарначе ' так и не услышали,хотя подготовительная работа была проведена полностью и контракты с певцами подписаны.Вивальди остался с долгами и больной. И умер через два года в Вене,куда отправился в поисках работы и денег.... И вот спустя более чем через 300 лет,в Ферраре таки  услышали и увидели эту редакцию оперы ,благодаря усилиям музыкального руководителя проекта Federico Maria Sardelli ,постановщика Marco Belissi и состава исполнителей: Raffaelle Pe( Фарначе), Chiara Brunello ( Тамири), Elena Biscuola( Берениче), Silvia Alice Gianolla( Зелинда),Francesca Lombardi- Mazzuli( Джиладе), Leonardo Cortellazzi( Помпео), Mauro Borgioni( Акильо).Лаконичная сценография,никаких вывертов. То же можно сказать и о пении вокалистов: все старались держать барочную манеру без заметного вибрато и без неуместных трюков: музыка Вивальди сама по себе- rock'n' roll,там и так хватает драйва.Прекрасный подарок на конец года!






Metropolitan Opera возобновил ,прерванную пандемией, традицию показа в новогоднюю ночь очередной своей премьеры.На сей раз это ' Rigoletto ' Верди.Поставил оперу Bartlett Sher- режиссер,работавший с Мэт не один раз.На сей раз спектакль выполнен в стиле Art Deco, хотя,по концепции,мало чем отличается от прошлой ' гангстерской' постановки Майер.На первом представлении пели Quinn Kelsey( Риголетто), Rosa Feola( Джильда), Piotr Beczala ( Герцог), Вардуи Абрамян( Маддалена), Andrea Mastroni( Спарафучиле).За пультом - Daniele Rustioni.






Московская филармония тоже порадовала своих слушателей с разными пристрастиями ,представив концертные версии скучнейшего ' Il Polifemo ' Порпоры( скука не в плане музыки,а в плане ее исполнения) и совершенно очаровательной ' Die Zauberflöte ' Моцарта.
  ' Полифемо ' по духу мало чем отличался от исполнения в Байрёйте в сентябре,не смотря на то,что вместо Кудинова пел Манойлович( кстати,именно басы в обоих случаях старались делать образ) и за Нерею была Идрисова.В остальном: на манеже - те же.Хотя в Москве Миненко мне понравился больше( хотя ,ранее,в Зарядье,в Ode of St.Cecelia' s Day Пёрселла он был еще интересней,что говорит про то,что не нужно ему петь сопрановые партии типа Ачи).Московский ' Полифемо', ожидаемо,стал бенефисом м-ль Лежневой. Несколько раз хотелось отключиться от эфира,слушая эти бесконечные стенанания à-la Таня Буланова и ненужные трели и каденции,граничащие уже не только с дурновкусием,но ,похоже,с манией. Ценчич просто что-то бормотал под нос,хотя в концерте 31 числа в Зарядье пел довольно прилично( пока не начал терзать бедного Россини).А вот наш оркестр мне понравился больше,чем Armonia Atenea в Байрёйте...Короче,намотала я себе срок у фанатов Ценчич и Ко...
   А вот ' Флейта ' была чудесная! Не смотря на тупой текст у нарраторов.Ну ,а ,с другой стороны,слушать долгие немецкие диалоги ,конечно,в этом формате,не резон.Зато остальное очень порадовало!  Певцы делали образы; Minjie Lei( Тамино) и Lydia Teuscher( Памина), которые много поют эти партии в Европе,Светлана Москаленко( Царица Ночи) ,вообще,пели по памяти.Интерсно было слушать и Morgan Pearse( Папагено), который,похоже,уже стал своим для московской публики,и Nahuel Di Pierro,который,по-моему,пел Зарастро впервые.Да и исполнители остальных партий так хорошо и с удовольствием играли ! И ,конечно,всё и вся подчинились энергии Christopher Moulds за пультом.Удивительный дирижер! Bravissimi tutti !


Про разнообразные новогодние концерты,тему которых затронула выше,я расскажу в другой раз.

leonardo cortellazzi, vivaldi, mozart, die zauberflöte, quinn kelsey, max emanuel cenčić, il farnace, raffaele pe, lydia teuscher, christopher moulds, rosa feola, morgan pearse, mauro borgioni, mingjie lei, sher, piotr beczala, barocco, rigoletto, teatro comunale di ferrara, belcanto, nahuel di pierro, federico maria sardelli, elena biscuola, юрій міненко, francesca lombardi mazzuli, porpora, московская филармония, verdi, varduhi abrahamian, daniele rustioni, chiara brunello, polifemo, andrea mastroni, silvia alice gianolla, юлия лежнева

Previous post Next post
Up