Под занавес года музыкальные театры и музыкальные площадки припасли достаточно интересные события,о которых стоит рассказать.Одним из них ,про что написала даже за океаном The Washington Post ,является мировая премьера феррарской версии 1739 ' Il Farnace ' А.Вивальди. После успеха первой постановки в Венеции в 1727, опера была еще несколько раз адаптирована композитором для показа в Ливорно(1729), в Праге( 1730),в Мантуе( 1732).Для предстоящей постановки в Ферраре Вивальди пишет совершенно иной вариант: так,здесь мы не услышим знаменитой ' Gelido in ogni vena'- она заменена на более лиричную ' Perdona,mio figlio adorato '; главный герой получает в третьем акте бравурную арию ' Gemo in un punto e tremo '. В финале оперы ,вместо хора ' Coronata di gigli e di rose ', звучит дуэт Зелинды и Акильо ' Io sono non petto '- весьма редкий для барокко дуэт альта и баса.Мне даже думается,что каст здесь подразумевался полностью мужской,ибо Феррара входило в пояс ' папских земель', где публичные выступления женщин были под запретом( интересно было бы ознакомиться с ' материалами дела').Здесь Вивальди использует для партии принца Джиладе популярный вставной номер- ' Quell' usignolo che innamorato '( ария Эпитиде из ' Merope ' Джакомелли,поставленной в 1734, и ставшая одной из хитов Фаринелли).Ее часто вставляют в иные редакции,но по времени написания,впервые она должна была быть использована именно в Ферраре. Должна была.... Ибо постановка здесь тогда не сосостоялась.Местный кардинал Руффо нашел личность Вивальди достаточно неприличной- находясь в священном сане,тот не служил мессу и посточнно имел при себе женщину в лице своей протеже Анны Жиро,которая пела почти во всех его операх.Таким образом,жители Феррары ' Фарначе ' так и не услышали,хотя подготовительная работа была проведена полностью и контракты с певцами подписаны.Вивальди остался с долгами и больной. И умер через два года в Вене,куда отправился в поисках работы и денег.... И вот спустя более чем через 300 лет,в Ферраре таки услышали и увидели эту редакцию оперы ,благодаря усилиям музыкального руководителя проекта Federico Maria Sardelli ,постановщика Marco Belissi и состава исполнителей: Raffaelle Pe( Фарначе), Chiara Brunello ( Тамири), Elena Biscuola( Берениче), Silvia Alice Gianolla( Зелинда),Francesca Lombardi- Mazzuli( Джиладе), Leonardo Cortellazzi( Помпео), Mauro Borgioni( Акильо).Лаконичная сценография,никаких вывертов. То же можно сказать и о пении вокалистов: все старались держать барочную манеру без заметного вибрато и без неуместных трюков: музыка Вивальди сама по себе- rock'n' roll,там и так хватает драйва.Прекрасный подарок на конец года!
Metropolitan Opera возобновил ,прерванную пандемией, традицию показа в новогоднюю ночь очередной своей премьеры.На сей раз это ' Rigoletto ' Верди.Поставил оперу Bartlett Sher- режиссер,работавший с Мэт не один раз.На сей раз спектакль выполнен в стиле Art Deco, хотя,по концепции,мало чем отличается от прошлой ' гангстерской' постановки Майер.На первом представлении пели Quinn Kelsey( Риголетто), Rosa Feola( Джильда), Piotr Beczala ( Герцог), Вардуи Абрамян( Маддалена), Andrea Mastroni( Спарафучиле).За пультом - Daniele Rustioni.
Московская филармония тоже порадовала своих слушателей с разными пристрастиями ,представив концертные версии скучнейшего ' Il Polifemo ' Порпоры( скука не в плане музыки,а в плане ее исполнения) и совершенно очаровательной ' Die Zauberflöte ' Моцарта.
' Полифемо ' по духу мало чем отличался от исполнения в Байрёйте в сентябре,не смотря на то,что вместо Кудинова пел Манойлович( кстати,именно басы в обоих случаях старались делать образ) и за Нерею была Идрисова.В остальном: на манеже - те же.Хотя в Москве Миненко мне понравился больше( хотя ,ранее,в Зарядье,в Ode of St.Cecelia' s Day Пёрселла он был еще интересней,что говорит про то,что не нужно ему петь сопрановые партии типа Ачи).Московский ' Полифемо', ожидаемо,стал бенефисом м-ль Лежневой. Несколько раз хотелось отключиться от эфира,слушая эти бесконечные стенанания à-la Таня Буланова и ненужные трели и каденции,граничащие уже не только с дурновкусием,но ,похоже,с манией. Ценчич просто что-то бормотал под нос,хотя в концерте 31 числа в Зарядье пел довольно прилично( пока не начал терзать бедного Россини).А вот наш оркестр мне понравился больше,чем Armonia Atenea в Байрёйте...Короче,намотала я себе срок у фанатов Ценчич и Ко...
А вот ' Флейта ' была чудесная! Не смотря на тупой текст у нарраторов.Ну ,а ,с другой стороны,слушать долгие немецкие диалоги ,конечно,в этом формате,не резон.Зато остальное очень порадовало! Певцы делали образы; Minjie Lei( Тамино) и Lydia Teuscher( Памина), которые много поют эти партии в Европе,Светлана Москаленко( Царица Ночи) ,вообще,пели по памяти.Интерсно было слушать и Morgan Pearse( Папагено), который,похоже,уже стал своим для московской публики,и Nahuel Di Pierro,который,по-моему,пел Зарастро впервые.Да и исполнители остальных партий так хорошо и с удовольствием играли ! И ,конечно,всё и вся подчинились энергии Christopher Moulds за пультом.Удивительный дирижер! Bravissimi tutti !
Про разнообразные новогодние концерты,тему которых затронула выше,я расскажу в другой раз.