Сначала расскажу про события,начавшиеся немного раньше,но имевшие продолжение на прошлой неделе.Они того стоят.
Как- то я уже упоминала про готовящееся исторически информированное исполнение ( HIP) вагнеррвского ' Das Rheingold '.Так вот, 18 ноября на сцене Concertgebouw в Амстердаме сострялся первый концерт.Более того ,стало известно,что в ближайшие три года( дай Бог!) планируется исполнение всех частей тетралогии и,даже, имеются мысли на постановку ' Der Ring ' в Байрёйте,ибо место исполнения в данном аутентичном контексте,имеет значение.Инициатором и вдохновителем этой идеи стал недавний юбиляр Kent Nagano,а воплощена она силами знаменитого Concerto Köln- коллектива,который можно назвать ветераном HIP.Аутентичное исполняет предполагает не только использование инструментов вагнеровской поры,но и сокращение числа оркестрантов до 97.Так же ,иные задачи ставятся перед вокалистами,ибо тогда они пели иначе: сегдня это могли быть Беллини с Верди,а завтра- премьерный Вагнер.Нагано привлек в проект молодых вокалистов,не ' отягощенных штампами': Derek Welton ( Вотан), Thomas Mohr,заменивший заболевшего Julien Prégardien( Логе), Stefanie Irányi( Фрика- пожалуй,самая ' опытная ' певица в касте), Sarah Wegener( Фрейя),Gerhild Romberger( Эрда).Исполнение имело хорошую критику; можно послушать запись аудиотрансляции по нидерландскому радио.
Il pomo d' oro отправился в очередной крупномасштабный чес.Только для чего брать для этой цели такую сурьёзную вещь,как ' Theodora ' Генделя , непонятно. Собран ,в принципе,приличный каст,и каждый,вроде,старается,но чего-то не то.Сужу по трансляции из TCE( начали они в An der Wien - успели перед очередным локдауном, затем TCE,Л юксембург и Эссен).В теме был,пожалуй, один Michael Spyres( Септимус): что вокально,что по содержанию- без вопросов.Чистое удовольствие слушать.Наверное,единственный певец сейчас,который поет ,если не идеально,то очень близко к этому. Баритон John Chest ( Валент) слышался вполне прилично,так,как требовала его роль.Далее почалось... Joyce Di Donato ( Ирене) ,похоже, забыла,что это не ее сольный концерт и играла в театр одного актера,не смотря на то,что имела партию второго плана( ну,позволено ей это: на афишах данного мероприятия- везде!!! - красуется ее фотография).На фоне этого театра бедная Lisette Oropesa( Теодора) как-то совсем потерялась,не смотря на хороший вокал.Про Pierre- Antoine Benos- Djian ( Дидимус)скажу,что он обладает всеми минусами контртеноров,слушается очень сыро,что можно было пригласить кого-то более опытного.Кажется,планировали Орлиньски,но он нынче покоряет Metropolitan Opera.Что касается самого оркестра,то с самого начала заиграли такой водевиль,что я даже подпрыгнула.Но водевиль оказался скучным.По сравнению с слушанными мною в последнее время ' Теодорами ' из Москвы и Будапешта,эта идейно проигрывает.
Фоточка из Эссена за 26 ноября.
Интереснейшую работу показал Оперный Театр в Дортмунде.Не столько в плане ,собственно,постановочном( хотя,тоже неплохое решение),сколь в познавательном.Это премьера совместного творчества Эрнеста Гиро,Камиля Сен- Санса и Поля Дюка- оперы' Frédégonde'.История ее создания такова.Задуманная Эрнестом Гиро( тем самым,что написал речитативы к ' Кармен',хотя,на мой взгляд,они там совершенно не нужно,ибо разговорные диалоги более соответствуют сюжету и характеру ) опера на тему из истории меровингских франков VI века с либретто Луи Галле по ' Сказкам от времени Меровингов ' Огюстена Тьерри,не была им закончена.После смерти Гиро ,4 и 5 акты и балетную музыку дописал Сен-Санс,а оркестровку всего материала сделал Поль Дюка.Премьера состоялась 18 декабря 1895 на сцене Palais Garnier в Париже.После она ,практически не ставилась,вплоть до настоящего события.
Личность Фредегонды- сначала,любовницы,а потом жены короля Нейстрии Хильперика Меровинга- весьма занимательна и одиозна.Интересно про нее пишет Ги Бретон в своей ' Истории любви в истории Франции'.Она избавилась от обеих жен Хильперика- Авдоверы и Гелесвинты( причем,с первой был забавный случай: во время крещения ее сына ,Меровега,некому было держать младенца; тогда Фредегонда,которая,все это и организовала ,посоветовала это сделать самой матери,а ,затем,указала королю на то,что он не может делить ложе с той,что держала младенца у купели-Авдоверу отправили в монастырь; Гелесвинту,попросту,умертвили). Затем настала очередь королевского брата,Сигиберта,женатого на сестре убиенной Гелесвинты,Брюнгильде Австразийской.Дабы избавится от лишнего наследника,она подослала к нему одного из своих любовников в качестве наемного убийцы.С Брюнгильдой она враждовала очень долго.Усугубилось это еще и тем ,что ее пасынок,Меровег,воспылал страстью к вдове дяди и женился на ней.Вот этот эпизод и лёг в основу оперы Гиро/Сен-Санса/Дюка.Конечно,здесь нет и намека на разницу в возрасте влюбленной пары- все романтично до предела.Но ,как и в истории,коварная Фредегонда способствует казни пасынка,расчищая дорогу к престолу для своих детей,которые у нее ,к слову сказать,умирали.Хотя,Хлотарь,кончно,на престол сел.Постановку в Дортмунде осуществила Marie- Eve Signeyrole.Действие в стиле фэнтези разворачивается в полусценическом варианте и в видеоряде,причем,видео,отснятое еще летом,может быть использовано как отдельный немой фильм.Очень оригинально.В спектакле заняты Hyona Kim( Фредегонд), Anna Sohn( Брюньильд), Mandla Mndebele( Хильперик),Сергей Романовский( Меровег), Sungho Kim( придворный поэт Фортунатос- реальный персонаж), Денис Велев( епископ Претекстан,которого Фредегонда преследовала из-за того,что он венчал Меровега и Брюнгильду).За пультом- Motonori Kobayashi.