Трансляции так густо пошли,что только успевай. Так что,подробней про то,что успела.
Очень понравился мне ' Tamerlano ' из КЗЧ. Я столько их переслушала,что могу сказать: если бы дожать Баязета( с Баязетами всегда проблема),то ,вполне,можно писать пластинку.Очень понравилась Надежда Карязина (Андронико): я ее помню по ' Orlando furioso' с Сарделли; ранее она встречалась мне в 'традиционном' репертуаре.И просто чудно,что эту партию ,требующую хороших грудных нот,пел именно женский голос, ибо куцые контры эти красоты передать не в состоянии.Вивика пела Тамерлана впервые,практически,с листа,но технически это было убойно: редко кто способен на длинном дыхании спеть все выкрутасы в ' A dispetto d' un volto ingrato'. Жалко ,что не спели красивый дуэт ' Coronato di gigli e di rose ' перед финалом: его ,в принципе ,поют редко.Наверное,считают неуместным ' любовный ' дуэт между мужскими персонажами,хотя,в наше время чем удивишь( последний раз его Мета-младший и Франко в 2017 в La Scala). ' Теодору ' еще не смотрела.
9 сентября премьерой ' Роделинды' открылся фестиваль Генделя в Гёттингене.Вообще-то,он проходит в мае,но,по понятным причинам,в этом году его перенесли на сентябрь.Спектакль транслировал ARTE ,так что возможность имелась.Ну что сказать: мне не хватило цельности( реж. Dorian Dreher).Сначала - отсылка к Первой мировой,рушащиеся империи( декаданс заставил вспомнить культовую постановку Jean- Marie Villegier 1998 в Глэйндбурне с Антоначчи и Шоллем).Но в середине 2 акта все круто меняется с въездом на сцену огромной свиньи- тарана; это уже сны- мтстификации Гримоальдо,как окажется в финале,вызванные Гарибальдо,который и не Гарибальдо ,а злая колдунья( на протяжении оперы об этом намекает красное перышко у него в руках).В конце третьего акта все дружно переодеваются на сцене в фрачные пары.Публика охотно ' букала'.
Музыкально очень даже хорошо.В первую очередь- фестивальный оркестр п/у Laurence Cummings( это его последний год,как говорят,на посту худодественного руководителя фестиваля; в 2022 его должен сменить Георгиос Петру- это его родное имя,если что).В партии Роделинды выступила Anna Dennis- красивое сопрано без визга.Очень понравился мне Christopher Lowrey как Бертаридо: контртенор английского стиля как Мид или Девис.Очень ровный голос без обычной для фальцета зажатости наверху( видимо,человек выбирает удобный репертуар).Так же хорош Унульфо- Owen Wilatts. Гримоальдо ( Thomas Cooley) в этой постановке очень амёбный,даже странно,как он смог узурпировать трон- ну ,разве что,с помощью колдуньи Гарибальдо( Julien van Mellaerts).В партии Эдвидже известнаяив барочных кругах Franziska Gottwald; вообще,в Гёттингене возникла некая ' мафия ' постоянных участников.Да,арию ' Se fiere belva ha cinto' как обычно,купировали,хотя оставили заключительный дуэт ' D' ogni crudel martir '( как у Арнонкура в An der Wien в 2011).
Так же в этом году будет ' Ariodante ' в концертной версии, ' Il Giustino ' совместно с кукольной труппой с L.Zazzo в партии Джустино, ' Ottone' и некое действо на тему ' Ezio ' с привлечением видеокоммуникаций.
Теперича - про Bayreuth Baroque Opera Festival, закончившийся на прошлой неделе.В то,что это мероприятие станет домашней ареной для ваяний Parnassus и Ценчича в частности,сомнений уже нет.Еще одно подтверждение тому- скучнейшая трансляция ' Polifemo ' Порпоры .Я уже молчу про то,что из 3,5 часов музыки оставили 2,35 и антракты длились дольше,чем само концертное исполнение.Концертное здесь- слово ключевое.Все выходили ,не отрывая глаз от нот( твою налево,вы ж это на сцене пели в Зальцбурге,можно механически запомнить!) пели свои номера,кланялись и уходили .И только один Кудинов( Полифемо) что-то изображал.Публика дружно орала bravo/ brava/ bravi- такое впечатление,что там собрались родня и знакомые участников шоу.Собственно,так оно и есть: у Parnassus свой контингент.Так что,в Москве будет тоже самое,с разницей,что Нереа будет петь Идрисова ( как и было в Зальцбурге и как будет на диске ,который выйдет осенью 2022; странно,что на запись диска в Афины ее пустили,а в Байрёйт,видимо,нет,ибо пела Rinnat Moriah).А так - на манеже все те же: Миненко( Ачи), Лежнева( Галатея) и Ценчич ( Улиссе). Вроде и поют неплохо,но скучно до тошнотворности.
Теперь- про концерт Франко,которым всё и закончилось.Честно говоря,после его выступлений в Гамбурге и Париже в мае/июне ,я ожидала худшего,ибо там была заметна некая небрежность в пении и явные проблемы с дыханием.Но в Байрёйте случилось то,когда эмоциональность исполнения заставляет забыть косяки в вокале.Получилось не идеально,но круто( даже не смотря на то,что Vo solcando он запорол: интонация в одном месте была неточной,из-за чего разошелся с оркестром,но как- то выкрутились совместными усилиями).Вернуться к репертуару ,который он последние лет пять не пел( и в котором он лучше всего слушается) было ,конечно,рискованно,ибо тесситура там сама по себе высокая для барокко.Хочеться,конечно,надеяться,что он заинтересован выйти из настоящего кризиса.Ибо он нынче уже в той степени популярности,что для большей части его фанатов( именно ,фанатов), можно даже без звука,как в старом анекдоте про Зыкину: ты даже не пой,ты просто ходи туда-сюда.А на одной харизме долго не протянешь.Хотя,Доминго вон тянет...Но это жалкое зрелище.
Будапештский фестиваль представляет на сцене Müpa Budapest ' L' incoronazione di Poppea' К.Монтеверди с интересным составом: Jeanine de Bique( Поппея), Valer Sabadus ( Нероне), Luciana Mancini( Оттавия), Reginald Mobley ( Оттоне), Nuria Rial ( Друзилла), Gianluca Buratto( Сенека).Постановка Hannah Gelesz, за пультом- Ivan Fischer.
12 сентября Цюрихский оперный театр показал первую премьеру нового сезона- ' Salome ' Р.Штрауса. Спектакль транслировался на площади в рамках программы ' Opera für Alle ' и на сайте театра.Постановка Andreas Homoki, за рультом- Simone Young. В ролях : Елена Стихина( Саломе), Kostas Smoriginas( Иоканаан), Michaela Schuster( Иродиаде), Wolfgang Ablinger- Sperhacke( Ирод).Пока не смотрела, но ,судя по тому,что даже Журавлеву это не понравилось,то и спешить не стоит.