19 августа Фестиваль старинной музыки в Инсбруке показал еще одну премьеру,ну уж совсем раритетную- оперу Иоганна Маттезона ( Johann Mattheson, 1681- 1764) ' Boris Goudenov' ( ' Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон'). Так что,задолго до Александра Сергеевича и Модеста Петровича сей эпизод отечественной истории был освещен в музыке.Конечно, ничего достоверного в либретто,написанном самим Маттезоном,нет; по законам барочной оперы здесь сразу три любовных пары,добавлена дочь Годунова от первого брака,Аксинья( коей в природе не было),да и заканчивается все женитьбой Бориса на царской сестре,Ирине( ну ,этот факт имел место быть). Маттезон написал оперу в 1710 и планировал отдать для постановки в гамбургскую труппу( отсюда- некоторые номера написаны на итальянские тексты,как в ' Flavius Bertaridus' Телемана или ' Almira' Генделя,например,так как труппа была интернациональная). Но чего- там не срослось,и ' Борис' отправился в долгий ящик.Партитура после Второй мировой волны оказалась в Армении,где ее обнаружили в 1997.Затем она была возвращена в Гамбург. Мировая премьера прошла в 2005 на Boston Early Music Festival( п/у Paul O' Dette, реж. Lucy Graham & Nils Niemann.Второе обращение к ' Борису' состоялось 30 августа 2007 на сцене театра Санкт Паули. Затем постановку повторили затем 26 октября 2007 в Михайловском театре в С.Петербурге и 2-3 ноября в Новой Опере, Москва.Постановка Klaus Abromeit ; музыкальное сопровождение ' Музыканты Екатерины Великой ' п/у А.Решетина.Запись этого спектакля есть на YouTube,и это такая барочная- барочная постановка-с барочным жестом,с барочными костюмами,стилизованными под русский исторический- ,короче,отрада для глаз ! То,что показали в Инсбруке, таковой ,явно,не назовешь,- малина/ клюква столь густая,что,просто дебри! Короче,все бредни и стереотипы о русских в одном флаконе: от медведя с балалайкой в шапке- ушанке до псевдовоенной формы.А,да, еще водку забыла( хотя водка пришла на Русь из Польши,но про это мало кто помнит). Поставил этот винегрет Jean Renshaw. Дирижер- Andrea Marchiol. В главных партиях Olivier Gourby( Борис), Eric Price( Федор Иоанович), Flore van Meergsche( Ирина), Julie Goussot( Аксинья), Alice Lackner( Ольга).
Нечто подобное состоялось на Зальцбургском фестивале 21 августа. Хотя эту постановку Michael Sturminger ' Тоски ' Пуччини и именуют ' премьерой', однако в Зальцбурге ее уже видели,- правда,в рамках Пасхального фестиваля 2018 г. Она даже вышла на DVD. Тогда пели Хартерос,Антоненко и Тезье.Нынче - Нетребко,Эйвазов и,снова,Тезье,Armiliato за пультом.Смотрела я это дело тогда,и большей скукотищи выдумать трудно. Очередная криминальная история,пахан- Тезье на велотренажере, пацаны в трениках в некой казарме-качалке в третьем акте и Скарпья- таки остается жив и мстя его ужасна.Короче,смотреть это второй раз,тем паче- с четой Нетребко, выше моих сил.Не буду.
Фестиваль в Пезаро заканчивает свою работу сегодня, 22 августа,большим концертом Флореса с друзьями. А последней премьерой стала сценическая версия Stabat Mater Россини ( реж. Massimo Gasparon) .Вокальные партии исполнили Giuliana Gianfaldoni, Василиса Бержанская, Рузиль Гатин и Riccardo Fassi. За пультом- Jader Bigniamini.
А на продолжающемся в Варшаве фестивале ' Фредерик Шопен и его Европа' 20 августа впервые на исторических инструментах была исполнена комическая опера Г. Доницетти ' Betly ,ossia La capanna svizzera'(1836).Ранее на этот сюжет ,первоисточник коего мы находим у Гете, написал свою оперу ' Le chalet ' А.Адам( Адан).Брат капризной героини устраивает ее счастье с безнадежно,казалось бы,влюбленным в нее Даниэле,хотя ,чувство это ,конечно же,взаимное. Много красивой музыки,в частности,знаменитая каватина Бетли ' In questo semplice, modesto asilo' ,в которой используется имитация тирольского йодля. Музыкальный руководитель Fabio Biondi; Бетли- Marie Lys, Даниэле- Francesco Marsiglia, Макс- Vittorio Prato.Запись концерта есть на YouTube.