Значительных событий за последнюю неделю случилост весьма много,и события были интересными,поэтому я разбила свой обзор на две части,чтобы поподробнее поделиться впечатлениями. И начну я с премьеры Цюрихского оперного театра 14 февраля- ' Orphée et Evridice' Глюка/Берлиоза( в этой редакции имя Эвридики пишется так). Для постановки взята версия Г.Берлиоза для парижской постановки 1859 с Полин Виардо в заглавной партии.Она основана на гибриде французской редакции 1774(где Орфея поет тенор) и оригинале 1762,в которой партия главного героя написана для альта- кастрата.Берлиоз,конечно,тяготел к оригинальной версии без балета ,но директорату парижских театров нужно было привлекать публику,поэтому балет сохранили и к этому руку приложил молодой Сен-Санс.Приложил он руку и к бравурной арии 'Amour viens rendre à mon âme' ,основанной на теноровой арии ,основой для которой послужила вставная ария 'Addio,o miei sospiri' к опере Бертони 'Tancredi'(любопытно,что в издание Ricordi 1889 г. 'Orfeo ed Euridice' эта ария фигурирует уже как 'родная')- ну хотелось Виардо блеснуть мастерством! В наше время редакцию Берлиоза ставят без счастливого финала.В нынешнем спектакле он сохранен,но сама постановка не для слабоненрвных и не для тех,кто хочет от оперы ' чтобы было весело'. Режиссерский стиль Christoph Martaler пределяется как 'театр абсурда' и из этого вытекает всё.Не ищите логики- ее здесь нет.Все на уровне подсознания и ассоциаций.Знаете,как в фильмах Линча: прявляются какие-то личности,не имеющие отношения к действию напрямую,но они создают атмосферу и являются определенным атрибутом.Так и здесь.Это,сначала,шокирует,но потом все становится на свои места.Концепция спектакля определена как общение на грани реального и нереального мира,где каждый- со своими проблемами и тараканами в голове..И вот все это было не только воплощено сценически,но и музыкально сделано превосходно! В первую очередь- это оркестр с маэстро Stefano Montanari. Не смотря на то,что музыканты находятся в помещении за километр от театра,все это только играет на руку спектаклю с его идеей. Второе откровение- это Надежда Карязина в партии Орфея.Не устаю удивляться мастерству этой певицы,явно еще недостаточно оценённой : ее творчество,в основном,сосредоточено в Гамбургской Опере.Прекрасный тембр,достаточная подвижность- с каким блеском и превосходной каденцией в финале она исполнила упомянутую мною выше арию! Ее партнершами выступили Chiara Skerath(Эвридис) и Alice Duport- Perlier( Амур).Их партии музыкально невелики,но сценически они так же были вовлечены в общее действо.Вставным номером здесь звучит ариэтта Перголези 'Euridice e dove sei? ,если кому интересно. Смотреть сложно,но стоит.
18 февраля Парижская Национальная Опера провела онлайн премьеру оперы Д.Верди 'Aida'. Событие очень ждали,но,по-моему,оно мало чем отличается от той хрени,что шла здесь раньше. Все происходящее сильно напоминало 'Деву озера' в борделе Ценчича.И эпоха выбрана та же- времена Второй Империи. Только ,при этом, хотелось быть и нашим,и вашим и из песни слов не выбросить- в результате мы имеем оперу без главной героини.Вернее, партия Аиды есть,а героини нет,ибо вместо героини у нас- кукла-марионетка в стиле африканских ритуальных статуй.Так что,бедная Радвановски должна была ползать за кукловодами и озвучивать куклу.А все из-за пресловутой политкорректности- темный грим нынче низзя.Поэтому все эфиопы- марионетки.Пленные эфиопы- части от оных; Амонасро,например- только торс.Так что и Тезье вынужден был ходить за кукольниками следом.Но самое смешное- это,конечно любовь с куклой : в некоторых местах мне показалось,что Кауфман,певший Радамеса,просто прикалывался.Не,ну а чего- Риголетто уже 'любил' надувную женщину...Зато был темнокожий Фараон, который должен был символизировать Наполеона III.Сам спектакль представляет собой компиляцию всего того,что уже где-то когда-то было: ночь в музее, ожившие картины( ими заменили дорогой балет в сцене триумфа), уже упомянутый мной бордель( я так и не поняла,кто есть Амнерис: уж слишком напоминала мамку в доме терпимости- Ксения Дудникова,певшая ее партию, тоже как-то не определилась)....И автором этого политкорректного маразма является Lotte de Beer.Я уже видела ряд ее постановок,в том числе 'Moïse in Egitto ' Россини,но там размах не тот .Ну не уровень это Парижской Оперы....Ну если взяли вы эту эпоху,так найдите иные параллели- аферу в Мексике,например...Совершенно незаконченное,недодуманное действо.
Чего не скажу о музыкальной части.Здесь все выступили достойно- от оркестра п/ у Michele Mariotti до исполнителей партий Вестника и Верховной Жрицы,на которые были приглашены такие опытные певцы как Alessandro Liberatore и Roberta Mantegna,которую я ,кстати,слышала в партии Аиды.С голосом Кауфмана метаморфоз не произошло- все тот же сдавленный звук,хотя ,молодец, 'Celeste Aida' закончил на piano как и написано-,чего не скажешь про его габитус: он увеличился вдвое,в том числе,и физиономия.Непонятная концепция роли не дала Ксении Дудниковой раскрыть все свои данные,к сожалению.Ludovic Tezier,как всегда,продемонстрировал благородный звук,ибо все остальное,по понятным причинам,демонстрировали кукловоды.Не смотря на глупое положение ,Sondra Radvanovsky всё равно показала свой блестящий вокал,а 'Oh, patria mia' получилась шедевральной! Такого piano на высоких нотах я уже давно не слышала.... Так что,описанный мною выше 'Орфей' ,при всей своей абсурдности,смотрелся интереснее.А здесь,повторюсь,будто очередной 'шедевр' Ценчича...
19 февраля Опера в Монте-Карло ,где зритель присутствует в зале,напомню, показали премьеру 'Le comte Ory' Д.Россини. Постановка Leiser/Caurier не новая,хорошо известная по спектаклям в Цюрихе( снят на DVD) и Theater an der Wien.Спектакль,сделанный для Бартоли и чтобы ей было удобно петь( до сих пор не пойму,как она эту Адель поет- транспонирует реально).В Монте-Карло имеет место быть то же самое; даже некоторые певцы перекочевали из Цюриха.Но состав отличный: Максим Миронов(граф Ори), собственно,виновница торжества,Бартоли(Адель), Nahuel di Pierro( Гувернер), Piero Spagnoli( Рембо),Rebeca Olvera ( Изолье), Liliana Nikiteanu( Рагонде). Дирижер- Jean-Christophe Spinosi.
Пока все. Завтра планирую рассказать о 'La clemenza di Tito' из Женевы и 'Salome' из Scala