Под занавес года слушаю мировую премьеру в аудиозаписи оперы Глюка 'Demofoonte'.Э то последняя работа маэстро Кёртиса и его коллектива Il Complesso Barocco.Здесь можно прочитать,что запись сделана на вилле San Fermo в Лониго: тогда это была база коллектива,которая перешла в наследство к Il pomo d'oro.После смерти Кёртиса часть музыкантов реорганизовалась в Il pomo d'oro,н о уровня Il Complesso Barocco новый коллектив не достиг.Я уже молчу про сейчас,когда он работает у вокалистов всех мастей ,играя,часто,как 'Ласковый май',одновременно с несколькими.
Но вернемся к Глюку.На либретто Метастазьо ,написанному к опере А.Кальдары 1733(Вена),написано более двадцати опер ,начиная от Вивальди и заканчивая Пиччини и Березовским.Кстати,название более известно в варианте 'Il Demofonte'.Сюжет,как обычно в барочной опере,нереален до неприличия.Царь Фракии Демофонте вопрошает оракула Аполлона,как долго будет существовать пагубная традиция приносить в жертву девственниц(будто сам не может решить этот вопрос).Оракул вещает: пока невинный узурпатор сидит на троне.Новая жертва- дочь придворного Матузио,Дирчеа.Но никто не знает(парадокс!),что Дирчеа и наследник престола,Тиманте,состоят в связи и имеют сына.Демофонте желает,чтобы Тиманте женился на царевне Фригии,Креусе.Но в нее влюблен младший брат царевича,Черинто.Дирчеа,зная свою участь,пытается бежать ищ Фракии,но сие заканчивается плачевно: она поймана и помещена в темницу.Муж пытается освободить свою спутницу,но ,тоже,без успеха.За чету заступается Креуса.Тиманте отказывается от престола в пользу брата,Черинто.Но это не всё.Находится письмо,в котором говорится,что Дирчеа- дочь Демофонте.Тиманте в отчаянии от такого поворота( можно подумат,что в древности проблема инцеста была такой уж единичной).Но появляется еще одно письмо,в котором нарисано,что Тиманте - не сын Демофонте.Его родной отец- Матузио,воспитывавший Дирчеа( Болливуд отдыхает!).Все становится на свои места: брак Тиманте и Дирчеа обнародован,невинный узурпатор,т.е.Тиманте,уступил трон законному наследнику,Черинто.Девственниц больше не приносят в жерту,а Черинто женится на Креусе.Такое вот индийское кино.
Премьера оперы Глюка состоялась 6 января 1743 на сцене Teatro Regio Ducale в Милане( в этом театре отрок-Моцарт ,позднее ,представит свои оперы 'Mitridate' и 'Lucio Silla'). Оригинальный состав включал :
Демофонте- тенор Cristoforo del Rosso
Тиманте- сопрано кастрат Giovanni Carestini(Il Cusanino)
Черинто- контральто Agata Elmi
Maтузио- бас Felice Novelli
Дирчеа- сопрано Barbara Stabili
Креуза- сопрано Domenica Casarini
В своей последней работе маэстро Кёртис собрал певцов,как тех с кем часто работал- Ромина Бассо (Черинто) ,Анн Халленберг( совершенно фантастическая работа в партии Креусы!),Колин Бальзер(Демофонте),так и начинавших в то время- сопрано из Коста-Рики Сильвия Щварц(Дирчеа) и итальянский баритон Витторио Прато(Матузио).На партию primo uomo ,Тиринто, Кёртис пригласил совсем еще молодого контртенора Арье Нуссбаум-Коэна.Как известно,Кёртис не любил контртеноров,а если и работал с кем,то с наиболее приличными.На моей памяти- это Франко,Ценчич( Ценчич тех времен,конечно) и Филиппо Минечча.Так что,для Нуссбаум-Коэна это был большой аванс.Странно,что он его не реализовал.По сравнению с тем же Орлиньски,которого америкосы пиарят со страшной силой,своего соотечественника как-то не шибко жалуют.Хотя поет он намного качественнее.И в этой записи Арье раскрылся полностью! Некоторые не поют так и в расцвете карьеры.Так что,слушайте 'Демофонте' и погружайтесь в сладостную ностальгию....