14 декабря на сцене берлинской Staatsopr состоялась премьера новой постановки 'Lohengrin' Р.Вагнера. Знаковое событие прошло,разумеется,в онлайн формате- канал ARTE вел трансляцию.Поставил спектакль Calixto Bieito- режиссер оригинальный,но не всегда работающий ровно.Вот и данный опус получился ,на мой взгляд,не очень.Главное,я не поняла о чём,собственно,всё это? Если покопаться,то,скорее всего ,про эгоизм.Все герои играют в свою,только им понятную,игру.Да и сама постановка- словно набор сцен и видеоматериалов.Единственно,кто там вызывает эмоции- король Генрих,страдающий экстрапирамидными расстройствами( намёк на новоизбранного президента США или последствия применения вакцины от Pfizer?).Биейто любит провокации.Плюс - видеопрекция с негритянкой,рожающей лебедя.Почитала критику- кто-то увидел лесбийские отношения Ортруд с Эльзой.То ли я отвлеклась,то ли я это понимаю иначе,но подобного не припомню.Более того,герои даже близко друг к другу не приближаются- адаптация к требованиям дистанцирования.
Теперь - про музыку.Здесь был даже некий посыл к аутентичному звучанию- в оркестре было 40 музыкантов,как и на премьере 'Лоэнгрина'. В партии главного героя дебютировал Roberto Alagna.Я заранее задавалась вопросом: как? Конечно,на Вагнера это походило мало: мелизмы,уместные в итальянском и французском репертуаре,здесь были как жертва.Везде выходил 'Le Cid' Массне(кстати,одна из лучших ролей Аланьи).Да и сам голос физически небольшой даже для оригинального состава.В Байрёйте этого бы не поняли...Сценически было вполне прилично в рамках заданной концепции.Эльзу пела литовская сопрано Vida Miknevičiûté.По-моему,голос тремолирует.Но старалась.В партии Ортруд дебютировала Екатерина Губанова- певица опытная в плане Вагнера,так что,здесь всё на месте.Как и в случае двух мужских персонажей- Фридриха фон Тельрамунда(Martin Gantner) и короля Генриха(René Pape).Они поют эти роли не первый раз,так что уже на автомате.Правда,Папе ,кажется,себя неловко чувствовал с постоянным тремором персонажа..Дирижером был Matthias Pintscher.
18 декабря мадридский Real показал очередную премьеру сезона- 'Don Giovanni' Моцарта.Постановка Claus Guth с Зальцбургского фестиваля 2008- спектакль очень известный,и ,хочу сказать,моя любимая постановка.Так что ,королевский театр сделал правильный выбор,тем более,что на главную партию пригласили Christopher Maltman,на которого этот образ и делался.Успех был прогнозируем,так как остальной каст тоже достойный(всего предусмотрено три состава).На премьере пели Erwin Schrott(Лепорелло,еще один участник постановки 2008), Brenda Rea(донна Анна), Mauro Peter(дон Оттавио), Annett Fritsch(Эльвира), Louise Alder(Церлина).И во главе этого всего- Ivor Bolton.Dream team!
Ну и ,конечно,настало время Рождественских концертов.Сейчас они идут,в основном,онлайн,но их очень много- в основном,Messiah Генделя и Рождественская оратория Баха перевыполняют план исполняемости.Но вот Хельсинский барочный оркестр и Hana Blažiková спели программу из авторов Возрождения и раннего Барокко.А концерт в венецианском La Fenice включил в себя музыку А.Корелли и Д.Б.Перголези.В Stabat Mater последнего солировали Silvia Frigato и Sara Mingardo.Выбор для Рождества,конечно,странный- произведение Страстной недели-,но и время нынче непростое.Дирижировал концертом Gianluca Capuano.Посмотреть можно на YouTube.