5 декабря Римская Опера открыла сезон премьерой интерактивного ' Il barbiere di Seviglia' Россини.Естественно,мероприятие происходило в онлайн формате.Но это было не просто исполнение без публики- это была попытка создать именно новый формат.Конечно,приемы заранее отснятого натурного материала не нова: первое,что приходит на ум- постановка 'Il viaggio a Reims' Луки Ронкони для Пезаро в 1984.Потом было еще много подобного.Вспоминается ,невольно, запиликаный 'Artaserse' Винчи ,когда видишь места,где зрителю дают увидеть всю 'кухню' происхождящего.Но в новой римской продукции(реж. Mario Martone) все это весьма удачно подогнано(если еще и учитывать,в каких нынешних условиях сие делалось).Плюс- комическая опера живо отреагировала на настоящие реалии,как это и было раньше.Кто-то ,конечно,скажет ,что всё сумбурно,но странно,что всё это просто состоялось! Хочу отметить прекрасные костюмы,словно сошедшие с полотен Гойи.Радует и то,что дона Базилио не сделали монахом- отчего-то шаляпинский штамп более в ходу,чем либретто.Правда,в сутану одели дона Алонзо-Графа,но там это тематически имеет место...И главное,вокально я услышала Россини.Ну,или,хотела услышать.Конечно,планку задавали такие мастодонты как Alessandro Corbelli(доктор Бартоло) и Elena Zilio (Берта).Но и молодежь порадовала: Рузиль Гатин (граф Альмавива),Andrzej Filończyk (Фигаро), Alex Esposito(дон Базилио),Василиса Бержанская(Розина).Бержанская ,правда,утрирует нижние ноты,отчего они звучат,лично для меня, неестественно.Зачем ей нужно было делаться меццо-сопрано,если на верху она звучит лучше? Но технически очень понравилась.Оркестр п/у Daniele Gatti звучал очень даже в стиле.
В этот же вечер в Опере Монте Карло давали концертное исполнение 'I due Foscari' Верди.Здесь публику пущают,правда,ограниченно.Дирижер- Massimo Zanetti; дож Франческо- Plácido Domingo, Джакопо Фоскари- Francesco Meli, Лукреция- Anna Pirozzi, Лоредано- Александр Виноградов.
6 декабря Оперный театр Цюриха показал онлайн премьеру' Simon Boccanegra' Верди в постановке Andreas Homoki.Спектакль минималистичен до неприличного- обычно,Хомоки делает поинтересней.Тем более,что постановка планировалась задолго до известных событий.Конечно,смотреть стоит ради Симона(Christian Gerhaher). Так же заняты Jennifer Rowley(Амелия), Christof Fischesser(Фиеско),Отар Джорджикия(Адорно).За пультом- Fabio Luisi.
7 декабря La Scala открыл сезон.В связи с закрытием театров для публики в Италии,было остановлено планируемое производство 'Лючии' в качестве инаугурационного спектакля,ибо окупаемости не предвиделось никакой.Вместо этого,для телевидения сняли нечто вроде 'капустника' под названием ' A riveder le stelle'.Хотя,лучше было бы,если бы уважаемые артисы просто выступили в концерте,а не устраивали некий перформанс в декорациях к прошлым постановкам( уж вагон поезда из 'Тамерлана' ,в который впихнули героев 'Дона Карло',я узнала сразу!).Ну,открыли- и то слава Богу! Афишка для информации:
В Испании же постановочный процесс идет полным ходом.Liceu ,правда,приостанавливал возобновление 'Травиаты' в связи с ограничениями по количеству зрителей.Но компромисс с правительством автономии был достигнут- разрешили более 500 человек.Так что,шоу продолжилось.А Опера в астурийском Овьедо после кратковременного перерыва вновь заработала и показала запланированную премьеру 'Fidelio' Бетховена.Постановка Joan Anton Rechi, дирижер- Marc Piollet.В ролях- Carolina Libor(Леонора) ,Stuart Skelton( Флорестан), Martin Winkler( дон Пицарро), Andrea Mastroni( Рокко), Vanessa Goikoetxea(Марцеллине).
11 декабря еще одна онлайн премьера- 'Il palazzo incantato' Луиджи Росси в Опере Дижона.Это совместное производство с Театром Каэна и Королевской Оперой Версаля.Опера впервые была поставлена в 1642 году на сцене Театра виллы Барберини в Риме.Либретто Джулио Роспильози(будущего папы Климента IX) содержит в себе известные сюжеты об Орландо,Руджеро,Анджелике и пр.Все эти герои встречаются здесь в заколдованном замке Атланте.Естественно,все закончится хорошо,и Руджеро,на которого чары не действуют,освободит героев.Как и положено в опере XVII века,здесь есть пролог,где аллегорические фигуры видов искусств восхваляют семейство заказчиков,а по ходу действия,имеются как серьёзные,так и комические сцены.Постановка Fabrizio Murgia, дирижер- Leonardo Garcia Alarcón.Среди многочисленных исполнителей- Victor Sicard(Орландо), Fabio Trumpy( Руджеро), Arianna Venditelli(Анджелика), Deanna Breiwick( Брадаманте), Mark Milhofer(Атланте),Mariana Flores( Марфиза/Дораличе), Valerio Contaldo(Астольфо).Пишут,что трансляция на сайте театра будет еще 13,15 и 17 декабря,а после 17 запись доступна до 31 декабря.Так что,при желании можно посмотреть- стоит!
Еще хочу посоветовать к просмотру постановку 'Le nozze di Figaro' из An der Wien.Не столь сам спектакль,сколь музыкальную его часть.Отнюдь не академическая оркестровка,совсем иное звучание.И соверщенно потрясающий Фигаро!