Сегодня большая часть моего обзора будет посвящена фестивалю музыки Г.Доницетти,традиционно проходящему на родине композитора,в Бергамо.Не смотря на известные всем обстоятельства(тем более,что область Бергамо и,собственно,сам город, особенно пострадали еще в первую волну пандемии),решено было: фестивалю быть.Правда,проходил он в онлайн формате,но ,благодаря этому,зрительская аудитория увеличилась в разы.Так что,не было бы счастья..
Открылся фестиваль оперой 'Marino Faliero' по трагедии Байрона.Сочинение,явно,недооцененное.Там есть все,что хорошо воплощается на сцене: политические интриги,борьба между долгом и чувством,любовная линия- и все это на фоне карнавала! Но новые условия требуют и иного подхода.Так что,посмотрев этот спектакль,можно иметь представление об опере времен пандемии.Кресла из партера вынесены,и здесь проходит,собственно,действо.Правда,этот прием использовали еще в прошлом году при постановке 'L'ange de Nisida', но сейчас это пригодилось как никогда.Оркестр помещен на сцене; музыканты и дирижер в масках; на духовиков маски,естественно,не наденешь,так что они отделены от основной части оркестра перегородкой из оргстекла.
Участники сценической части распределены так,чтобы располагались на дистанции друг от друга.Статисты в намордниках,певцы,когда не поют- тоже.Впрочем,это так спланировано,что,практически,незаметно(режиссер- Stefano Ricci).Хор размещен в ложах.Костюмы предполагают перчатки.Венеция представлена металлическими конструкциями,пестротой в костюмах да масками морских обитателей в сцене карнавала.Про исполнителей.Это хорошо,что ,в конечном итоге,заглавную партию пел Michele Pertusi.Он и стал главным триумфатором.Не скажу,что ранее заявленный Esposito плохой певец,но масштаб иной.Большой дядька Пертузи ,конечно же,реальный правитель! Именно эта внушительность с прекрасным вокалом - то,что нужно для партии Фальеро.
Партию племянника Фальеро,Фернандо,должен был петь Камарена..Но не срослось.Вот это пичалька.Роль написана для легендарного Рубини и в ней есть такие места...За две недели в спектакль ввели Michele Angelini.Не знаю,в чем причина,но пел он как-то неуверенно.Ранее я его слышала ,и он произвел неплохое впечатление.Но здесь верхние ноты не всегда чисты,иногда даже хрипловаты.Так что,Камарена всегда приходил на память.
В роли жены Фальеро, Елены,влюбленной в Фернандо,но отказавшейся от чувства в пользу долга,выступила Francesca Dotto.Спела добротно,звезд с неба не хватала,да и хватать нечем.В партии аристократа-интригана Израэле - Bogdan Baciu; неплохой баритон,в дуэте с Пертузи очень даже слушался.Дирижер- Riccardo Frizza.
Опера 'Belisario' на тему византийской истории давалась в концертной версии.И здесь замена исполнителя заглавной партии,полководца Велисария, пошла только на пользу.Должен был быть Доминго.Когда же я узнала,что будет петь Roberto Frontali,то радости не было границ.В опере прявился нормальный баритон! Тем,более,такой опытный.Его партнерами были Carmela Remigio(Антонина,жена Велисария); Annalisa Stroppa(Ирене,его дочь),Celso Albelo(Аламиро,жених Ирене).За пультом- Riccardo Frizza.
Третьей оперой Доницетти,представленой в этом году,стала 'Le nozze in villa',и это была мировая премьера в новейшее время.Молодой композитор написал этот комический опус к карнавальному сезону 1819 в Мантуе.В основу положена комедия А.фон Коцебу 'Немецкие провинциалы'.Либретто Бартоломео Мерелли переносит действие в Италию.Судья дон Петроньо(Omar Montanari) обещает свою дочь Сабину(Gaia Petrone) в жены учителю истории,постоянно аппелирующему к античности,дону Трифоньо(Fabio Capitanucci).Но девушка влюблена в некого Клаудио(Giorgio Misseri),портрет коего у нее обнаруживает тетка Анастасия(Manuela Custer).Девушка заявляет,что это портрет короля,и нет ничего дурного в том,что он у нее имеется.Тем временем,Клаудио(на самом деле,пусть и не король,но дворянин),приезжает в городок.Естественно,встречают его как правителя.Когда все выясняется,папаша приходит в ярость.Но потом,узнав об истинном положении вещей,соглашается на брак Сабины и Клаудио.А бывший жених,увидев,что вместо приданого дают какие-то тряпки,теряет интерес к Сабине напрочь.
Davide Marrancheli создает очень яркий,динамичный спектакль даже не смотря на 'пандемические' особенности.И ,конечно,одним из участников действа становится дирижер- ну как может быть иначе,если это Stefano Montanari ! Его присутствие- уже отдельный спектакль: дирижировать оркестром,играть речитативы на Хаммер-клавире и участвовать в ходе представления одновременно.Хорошо,что Dynamic снимал это для выпускa на DVD.
И в конце- про премьеру 'Carmen' в Монте-Карло.Там ,как и в Испании,спектакли идут с публикой.Поставил спектакль Jean Louis Grinda,дирижер- Frédéric Chaslin.Кармен- Aude Extremo,Ж озе - Jean-François Borras, Микаэла- Anaïs Constans, Эскамильо- Adrian Sampetrean.