Очередной релиз из полного собрания Вивальди.Прежде всего,представляет интерес тем,что оригинала этого пастиччо не сохранилось.В библиотеках Регенсбурга и Дармштадта имеются списки партитуры.И как нам рассказывает в буклете Naïv,данная запись представляет собой реконструкцию дармштадской рукописи и,соответственно,мировую премьеру в аудиозаписи этого варианта.Но,сначала,немного истории.
Находясь в конце жизни в Вене,Вивальди находился в весьма плачевном состоянии: вдали от родины,надежды на успех при дворе Габсбургов не оправдались...Он берется за любой заказ,ибо считает себя всего лишь ремесленником.Для одной из венских оперных трупп к выступлению в Праге требовался материал.В руки Вивальди попадает либретто Claudio Nicola Stampa 'Argippo' на весьма актуальный тогда 'ориентальный' сюжет,использованное уже для оперы Andrea Fiore 1722г.В свою очередь,либретто Стампа имеет первоисточник- либретто Domenico Lalli для оперы Gustavo Porta 1717 г.Из такой долгой преамбулы вышло пастиччо,в котором именно Вивальди принадлежит около 6-8 арий,а остальные номера собраны из модных тогда представлений.В таком виде премьера и случилась в 1730 в Праге.Затем следовало исполнение в Вене и Регенсбурге.Как и в случае с 'Motezuma', история исполнений 'Argippo' заканчивается вплоть до наших дней.В 2008 чешский дирижер и музыковед Ондржей Мацек находи регенсбургский список ,реконструирует его и исполняет оперу сначала - в Праге,а затем - в Венеции(этот спектакль записан на CD).
Для Naïv итальянский музыковед Bernardo Ticci реконструирует вариант партитуры,хранившийся в Дармштадте.А достойных интерпретаторов 'Argippo' нашел в лице коллектива Europa Galante и его лидера- Fabio Biondi,уже имевшими подобный опыт с 'L' Ercole sul Termodonte' и 'L'oracolo in Messina'. В качестве 'дополнительных ' номеров здесь использована музыка Пешетти,Хассе,Порпоры,Винчи,Галеацци и Фьоре.Так что,есть возможность поиграть в 'Угадай мелодию'.
И,конечно,про солистов..Слушая и наслаждаясь,я поняла причину своего восторга: здесь нет ни одного контры.Потому всё так ровненько и красивенько.А быть красивому есть от чего.Во- первых,это прекрасная работа Emőke Barath в заглавной партии бенгальского принца Арджиппо! Вот так,реально,должны звучать партии не только для кастратов у Вивальди,но и партии для кастратов в принципе.Ну не нужно совать туда меццо в угоду академической традиции.Для них есть альтовые партии.А на альтовых партиях здесь тоже есть кого послушать! Delphine Galou в роли принцессы Дзанайды и Marianna Pizzolato в роли придворного Зильверо.Такие разные голоса в одной тесситуре создают интересные характеры.Очень понравилась молодая певица Marie Lys в партии жены Арджиппо- Озиры.И единственный представитель сильного пола в касте- бас Luigi de Donato в партии императора Великих Моголов Тизифаро.
И про сюжет: вычурная несуразица,как и все в эстетике барокко.Дочь Тизифаро,Дзанайда,получила посулы в любви от некого неизвестного,который как-то испарился.Она считает,что это был бенгальский правитель Арджиппо,вассал Тизифаро,который прибывает вместе с женой Озирой ко двору своего суверена.На самом деле мистером Икс был придворный Зильверо,который считает себя недостойным дочери правителя,но,при этом,любит ее.Прибывшему Арджиппо вменяют в вину оскорбление дочери Тизифаро; тот,естественно,ни прймет,каким он боком ко всему этому.Озира,естественно,в слёзы и ревность...В конце,конечно,всё выясняется и все счастливы.Хрень полная,но слушать как хороший барочный концерт рекомендую настоятельно.