'Олимиада' Доменико Чимарозы написана на то же либретто Метастазьо(впервые использованное в 1733 в Вене для оперы А.Кальдары),что и одноименные произведения Перголези,Вивальди,Галуппи,Лео и еще полдюжены имен кого.Один друг (Мегакле) участвует в соревнованиях ,наградой в коих будет рука дочери царя Клистене- Аристеи,вместо другого товарища(Личида).Личида влюблен в Аристею,но,видимо,в силах не уверен.Но Мегакле тоже ее любит,причем- взаимно.Узнав,что дама грез друга- его пассия,Мегакле остается верен слову и идет на Олимпиаду,где побеждает.Когда обман открывается,то царь Клистене изгоняет Личиду.Все омрачается еще и тем,что слух прошел про то,что Мегакле утонул в море(весьма напоминает Ариоданте).Аристея хочет покончить собой,но здесь появляется другая женщина- критская царевна Арджене(вернее,она здесь находится уже давно,на в мужском облике,так как любит неудачника Личиду и последовала за ним,дабы тот не наделал косяков еще больше),которая утешает несчастную.Она вступается за Личиду перед Клистене.С ней в тандеме ходатайствует и слуга его,Аминта.Неизвестно,как бы все сложилось,но- о чудо!- Мегакле оказывается спасенным рыбаком.Он прощает друга и просит за него.Плюс,сам Личида показывает Клистене некий пояс,в котором царт узнает свой пояс,который был на его пропавшем сыне.Аминта подтверждает,что Личида- воспитанник критского царя.Таким образом,все заканчивается хорошо- Клистене обретает сына,а мы имеем две счастливые пары
Вот из этого сюжета исходят разные композиторы,приспосабливая под вкусы своего времени и заказчика.Доменико Чимароза значительно укорачивает либретто за счет некоторых малозначительных сцен и номеров.Первое представление состоялось 10 июля 1784 года на сцене Teatro Eretenio в Виченце.В премьерном составе пели знаменитости того времени,во главе с сопрано-кастратом Luigi Marchesi в партии Мегакле;тенор Matteo Babbini(Клистене),сопрано Franziska Danzi Le Brun(Аристея), сопрано Rosa Rota(Арджене),альт-кастрат Giuseppe Benigni(Личида), тенор Giuseppe Desiró(Аминта).
Запись,выполненная коллективом Fête Baroque Orchestre п/у Simone Perugini в Лондоне,является мировой премьерой в аудиозаписи,да,пожалуй,и вообще, в новом времени.Очень странно,почему такая красивая и эмоциональная музыка столь долго оставалась 'на полке'.И исполнителя, и слушателя она просто сражает каскадом изумительных и не однообразных мелодий.Такой же эмоциональный подъем при прослушивании нового материала у вызвал,разве что, 'Artaserse' Террадейаса.Плюс,такой же качественный по звучанию ансамбль солистов-вокалистов(отнюдь не мейнстримные имена,к которым у меня,в последнее время,нередко бывает отторжение).И их взаимное проникновение в материал вместе с оркестром.Запись стала широко доступной в начале августа,а уже заслужила похвальные отзывы.Для меня главными открытиями стали сопрано из США Laurie Farrel-Smith (Мегакле) и сопрано из Италии Laura Valdarnini(Аристея).Обладательница 'темного сопрано' Farrel-Smith может служит примером того,как могли бы звучать кастраты,имевшие в диапазоне как высокие(чего не имеют нынешние меццо,хотя менеджмент усиленно впихивает их на эти роли),так и низкие ноты,плюс- хорошая середина.Итальянка Valdarnini обладает голосом,вообще,оригинальным по звучанию.Их дуэт из 2 акта 'Nei giorni tuoi felici'- слышится шедеврально!
Остальные вокалисты так же слушаются весьма достойно: теноры Nicholas Porrington(Клистене) и Nicola Savieri(Аминта),юная меццо-сопрано из Бельгии Claudine Vernet(Личида) и сопрано July Wason(Арджене).Если эти музыканты продолжат сотрудничество и дальше,то нас ждет еще не одно музыкальное событие!