Dynamic продолжает раздавать подарки.10 мая вышли сразу две раритетные записи.Сегодня расскажу о мировой премьере в аудиозаписи- 'Siroe,re di Persia' Леонардо Винчи.Записано 4 ноября 2018 во время концертного исполнения оперы на сцене Teatro di San Carlo в Неаполе- старейшем театре Италии.Но сначала,как всегда,немного истории.
Премьера 'Siroe' состоялась 2 февраля 1726 на сцене Teatro San Giovanni Grisostomo в Венеции(хотя фигурирует и иная дата- 26/12/1725,хотя я склоняюсь к первой,так как в Венеции премьеры приурочивались к карнавалу).Либретто принадлежит Метастазьо и это именно первая опера на этот текст(Гендель напишет своего'Siroe' в 1728,Хассе- в 1733).Премьерный состав включал в себя следующих исполнителей: Косроэ,царь Персии - тенор Giovanni Paita; Сироэ,старший сын царя и наследник- альт кастрат Nicolo Grimaldi(Nicolino),будущий первый Ринальдо; Медарсе,младший сын и соперник в борьбе за престол- наверное,любимейший певец Винчи,который пел потом и Арбаче,и Чезаре- сопрано кастрат Giovanni Carestini(Cusanino); Эмира,жена Сироэ- Marianna Bulgarelli(La Romanina; говорят ,была любовницей Метастазьо,которую он безбожно обобрал- об этом даже Жорж Санд в 'Консуэло' вспомнила); Лаодиче,любовница Косроэ и ,одновременно,имеющая виды на Сироэ интригантка- Lucia Facchinelli.
В данной записи постарались соблюсти тесситурные особенности.Косроэ поет известный тенор Carlo Allemano; Сироэ- молодая меццо (и это на самом деле меццо!) Cristina Alumno; Медарсе- сопрано Leslie Visco; Эмира- гранд дама барочной оперы Roberta Invernizzi; Лаодиче-меццо Daniela Salvo; Арассе,придворный- тенор Luca Cervoni.Во главе всего этого - Antonio Florio,известный специалист по барокко,заставивший звучать вполне академический оркестр театра вполне приемлемо.
Теперь про музыку.Что я могу сказать: по динамике и развитию сюжета близко к 'Didona abbandonata' и 'Artaserse', и нет такой тягомотины,как в 'Катоне'.Честно говоря,музыка Винчи ,в целом ,скушна.Собственно,спасает пара-тройка эффектных арий,после которых следует весьма плоская музыка.Ну нет такого фонтана мелодий,осмысленных действием,как у Генделя,Хассе или моего любимого Террадейаса- что ни ария,то бриллиант! Так ,в 'Artaserse' ,после арии 'Vo solcando un mar crudele' оперу можно заканчивать; в 'Catone in Utica' - тоже самое после арии Чезаре 'Sei in campo armate'.Дальше- весьма проходная музыка.Есть там интересная ария Катона,но кем был тенор в барочную эпоху!?С 'Siroe' история несколько иная:каждый герой имеет весьма интересные номера на всем протяжении оперы.Прежде всего,Медарсе: видимо,Винчи очень благоволил к Карестини! Сравнительно небольшая партия,но виртуознейшие арии ' Fra l'orror de la tempesta' в конце 1 акта и 'Torrente cresciuto per torbida' в 3 акте! Лесли Виско прекрасно справляется с ними,плюс весьма оригинальные каденции самой певицы с зашкаливающими верхними нотами.Вот не пойму,отчего Франко для своего нового диска не выбрал именно эти арии,а взял другую? Но о ней- ниже.Главный герой имеет много музыки,но самые запоминающиеся- 'La sorte mia tiranna' (1д.) и 'Mi credi lnfedele'( 2д.).У Эмиры так же есть чего попеть,и Инверницци слушать приятно,но,особенно,' Facciano il tuo spavento' из 3 акта.Так же,в начале третьего акта(опять странно: именно в третьем действии в этой опере,в отличии от приведенных выше,собрано столько выигрышной музыки!) эффектная ария Лаодиче ' Se'l caro figlio'.И здесь же звучит ария Косроэ,сокрушающегося о своем несправедливом наказании для сына, на знаменитый текст ' Gelido in ogni vena',который перекочевал и в 'Farnace' Вивальди.И вот вопрос,которым я задалась давно: отчего Франко взял именно эту вещь? Теноровая возрастная ария.Ритм и тесситура,конечно,изменены. Скорее всего,это нечто личное.Кстати,эта вещь существовала и ранее вне оперы: на YouTube можно найти ,например,запись ее в исполнении Ernesto Palacio.